Как убрать мелкие царапины на машине: от wd-40 до зубной пасты

Временная реставрация подручными средствами

Если трещина появилась во время долгой поездки, а поблизости нет ремонтной мастерской, можно временно устранить дефект с помощью подручных средств:

Легче всего закрасить повреждение лаком для ногтей. Сначала проклеиваем трещину малярным скотчем, а потом покрываем лаком.
Ещё вариант — автопластилин. Он заполняет углубление и мешает влаге попадать внутрь скола

Разминаем его в руках и тщательно заполняем трещину, обращая внимание на зазоры, куда может попасть вода.
Если ни пластилина, ни лака нет, используем обычный канцелярский скотч. Он закроет углубление от влаги и позволит доехать до мастерской без дальнейших повреждений.

Чтобы защитить капот от сколов, используем защитную плёнку из полиуретана/винила/ПВХ. Она защищает автомобиль не только от повреждений, но и от грязи — с плёнки она смывается легче, чем с поверхности машины. Стоимость наклеивания плёнки — 7 000–8 000 рублей.

Ещё на капот можно установить специальную пластиковую накладку. Но её минус в том, что камни, попадая на неё, могут рикошетом отлетать на крышу автомобиля.

Самостоятельная реставрация автомобиля поможет сэкономить средства на ремонте в автосервисе. Главное — работать внимательно и не забывать обезжиривать поверхности.

Виды повреждений

Как убрать царапины на лаке и краске

1-ый метод — шлифовка плоскости специальными приборами позволит убрать небольшие («паутинки») и незначительные царапины.

2-ой метод — убирает царапины с помощью карандаша.

3-ий способ — тонировка. Даже если царапины еще не достигли грунта, но достаточно широкие, то полированными и восковыми карандашами не обойтись, нужно красить. Обычно неглубокая царапина убирается за одну покраску.

Как убрать царапины до грунта

1-ый метод – восковой карандаш. Однако не стоит на него надеяться, так как со временем слой воска станет истончаться, и царапина будет виднеться на машине. Поэтому нужно либо часто повторять отделку, либо использовать второй способ.

2-ой метод – внедрение комплекта краски и лака. Если царапина до грунта и к тому же широкая, воск в данном случае бессилен. Тут необходима покраска, как минимум 2-мя слоями.

Как убрать царапины до металла

Готовим отделочное пространство вышеуказанным методом. Если уже есть коррозия или подозрение на нее, вы должны использовать оксидный преобразователь. Этот продукт превращает ржавчину и обнажает грунтовку.

Пространство царапины (сколы) слегка очищается и очень тонким слоем наносится средство. Когда оксид меняется на черный, темно-сероватый или другой цвет (указанный в инструкции по применению продукта), плоскость готова к дальнейшей обработке.

Если коррозию не убрать, ржавчина будет продолжать развиваться под поверхностью.

У многих машин кузов оцинкованный, поэтому даже с металлическими сколами ему не угрожает ржавчина.

Если намёка на ржавчину нет, мы наносим узкий слой обычной грунтовки. Затем переходим к покраске в 2-3 слоя, плюс лак.

Как закрасить поверхностные царапины на краске своими руками

При детальном осмотре своего автомобиля, практически всегда, автомобилисты сталкиваются с мелкими повреждениями, но не надо расстраиваться, ведь такие дефекты можно устранить самостоятельно, без обращения в профессиональный сервис. Достаточно купить в магазине специальную полироль и произвести полировку места сосредоточения царапин, либо всего кузова.

Главное — помнить, что, полируя своими руками, вы не наносите новое покрытие, а снимаете очень тонкий слой прежней краски. Вследствие чего, нужно не переусердствовать и быть очень внимательным. Ведь если отполируете повреждение до грунтовки, то уже будет нелегко справиться без помощи профессионала. Если вы перестарались и сильно зачистили поцарапанный участок, то придется обращаться к специалистам, потому что без покраски уже не обойтись, а это повлечет затраты вашего времени и денег.

Для неглубоких повреждений хорошо подходит карандаш, изготовленный из воска. Для качественного закрашивания царапины своими руками следует хорошо промыть и насухо протереть участок кузова, где будет производиться ремонт.

После этого обезжирить поверхность бензином или уайт-спиритом. Чтобы результат был безупречен, на заключительном этапе ремонта рекомендуется использовать цветообогащенную полироль.

Если царапина широкая, тут поможет только покраска. Порядок работы следующий:

  1. Удаляем с машины всю грязь, используя моющие средства для кузова автомобиля;
  2. В месте царапины удаляем всю влагу и дополнительно чистим бензином или уайт-спиритом;
  3. Вокруг царапины наклеиваем малярный скотч;
  4. Закрашиваем царапину, используя самую тонкую кисть, в идеале маникюрную.
  5. Оставляем машину до полного высыхания краски;
  6. Убираем лишнюю краску с помощью полироли, предварительно сняв скотч.

Покраска машины должна осуществляться в комнате, защищенной от пыли и грязи.

Глубокие повреждения лакокрасочного покрытия

Если при осмотре кузова машины вы обнаружили глубокую царапину (до грунта), в этом случае вам поможет только покраска поврежденного участка. Чтобы сделать это своими руками вам потребуется:

Полностью отмыть авто от грязи и хорошо просушить;

Область с царапиной протереть бензином или уайт-спиритом;

Далее использовать влажную, а после, сухую тряпку;

Поврежденный участок оклеить малярным скотчем;

Осторожно покрыть царапину тонким слоем грунтовки и оставить до полного высыхания;

Очень тонкой кисточкой закрасить царапину в один слой. Если царапина до металла, и уже образовалась ржавчина, обязательно нужна обработка антикоррозийным средством.

Если царапина до металла, и уже образовалась ржавчина, обязательно нужна обработка антикоррозийным средством.

Если этого не сделать, ржавчина начнет распространение под краской, и потребуется полностью закрасить детали, а это уже придется посетить специалиста. Чтобы в дальнейшем подобная царапина не выделялась, после антикоррозийной обработки её покрывают тонким слоем грунта. Когда грунт высохнет, можно окрасить тонкой кисточкой.

Если ваше авто покрашено в «металлик» ремонт происходит аналогично, но с применением автомобильного лака. Так, старая и новая краска, не будут отличаться светоотражением.

При царапинах бампера машины, вообще все просто. Он не подвержен коррозии, и вам не придется обрабатывать его антикоррозийным средством и грунтовать, достаточно удалить грязь, дождаться полного высыхания, протереть бензином или уайт-спиритом и закрасить баллончиком краски или автолаком.

Вот вы и узнали о том, как убрать царапины с автомобиля. Но если вы сомневаетесь, то целесообразнее будет перестраховаться и обратиться к специалистам по кузовному ремонту.

Как удалить мелкие и глубокие дефекты своими руками

Мелкие и неглубокие царапины устраняют при помощи обычного полироля. Круговые линии и разводы, заметные на поверхности металла, говорят о низкокачественной и неправильно проведённой полировке. Устранить такие дефекты проще простого — абразивный полироль не вредит лакокрасочному покрытию и позволяет получить идеально гладкую и ровную поверхность.

С более серьёзными дефектами справляется малоабразивный полироль. С его помощью можно устранить визуально незаметные царапины, которые легко ощущаются тактильно.

Кузов авто после обработки абразивным полиролем выглядит более презентабельно, но новичку легко переборщить с нажимом либо выбором плотности состава

В случае с серьезными порезами и повреждениями используют лак, краску и воск. Они позволяют выровнять поверхность, скрыв царапины. Нанесённый поверх краски лак закрепляет её.

Лаки и краски, используемые для обработки отдельных элементов кузова, представлены в виде маленьких флаконов с кисточкой. Средство тонким слоем наносится на зону повреждений и прекрасно заделывает дефекты. Однако стоит знать, что лаки и воски — временные средства, которые позволяют скрыть царапины, а не устранить их.

Как убрать царапины с помощью полировки вручную или машинкой

Мелкие царапинки, видные только на свежевымытом и сухом автомобиле, устраняются обычной полировкой поверхности. Более глубокие дефекты, не задевшие слой грунтовки, исправляются при помощи абразивной полировки. Такие пасты снимают верхний слой покрытия, что делает дефекты незаметными на общем фоне. Наносят эти средства либо вручную интенсивными круговыми движениями, либо при помощи полировальных машинок.

В случае отсутствия инструмента все работы делают своими руками

Восстановительные полироли бесцветны и не оставляют следов на поверхности. Главное требование во время обработки кузова — паста не должна высыхать, иначе она будет царапать лакокрасочное покрытие.

Полировальная машинка, которой будут устраняться дефекты кузова, может быть любой — самое главное, чтобы у нее можно было изменять обороты. Вместо такого инструмента можно использовать шуруповёрт или дрель со специальной насадкой. В комплекте с полировальной машинкой должны использоваться поролоновые круги:

  • белый используется вместе с крупноабразивными пастами для грубой полировки;
  • оранжевый обладает средней жёсткостью и применяется с мелкоабразивными пастами;
  • чёрный — самый мягкий, используют в основном с защитными абразивными пастами.

Круги могут быть и других цветов, обычно на их корпусе пишут приблизительную жёсткость

Помимо полировальной машинки и специальных кругов необходимо запастись наждачной бумагой и пастами.

Перед полировкой кузова автомобиля поролоновые круги смачиваются — они должны быть влажными. Паста наносится на кузов автомобиля, а не на полировальный круг. После этого машинкой нужно отполировать кузов автомобиля. Двигать инструмент лучше в горизонтальном направлении с небольшим заходом на уже обработанные участки. Царапины с кузова удаляются только после нагрева лака.

Другие варианты самостоятельной заделки

Полировка кузова автомобиля помогает справиться только с незначительными дефектами. Если же повреждение задело грунтовочный слой, то его убирают посредством специальных карандашей. Они формируют плёнку на повреждении и бывают двух типов: восковые и гелевые.

  • Восковые карандаши во многом напоминают мелки для рисования. Ими просто закрашивают дефект кузова, а излишки воска стирают мягкой тканью. Данный метод устранения царапин самый дешёвый и самый недолговечный.
  • Гелевые карандаши больше напоминают ручки или фломастеры. При их использовании состав «подкачивается» к пишущему кончику и наносится на скол или царапину. Избытки средства могут начать стекать по поверхности. Процедура устранения дефекта осуществляется несколько раз до тех пор, пока царапина полностью не исчезнет.

    Для глубоких царапин карандаши не подходят

  • Глубокие и широкие трещины убираются при помощи специальных наборов-корректоров. В них входит флакон со специальным средством, автолак, несколько салфеток и обезжиривающий состав. Изготавливают такие наборы автокомпании, причем их составляющие можно приобрести по отдельности.

Как отремонтировать глубокую царапину до металла?

Как убрать цара­пи­ну на машине, если она дохо­дит до метал­ла? Нуж­но сна­ча­ла нане­сти слой грун­та, что­бы улуч­шить адге­зию. Если повре­жде­ние не дохо­дит до метал­ла, то нано­сить грунт нет необ­хо­ди­мо­сти. Не забы­вай­те под­го­тав­ли­вать цара­пи­ну. Металл внут­ри неё луч­ше отшли­фо­вать, убрать види­мые сле­ды кор­ро­зии. Ост­рые края цара­пи­ны луч­ше сгладить.

Грунт нуж­но тща­тель­но пере­ме­шать и для нане­се­ния исполь­зо­вать кисточ­ку или зубочистку/спичку. Грунт не дол­жен запол­нять всю цара­пи­ну. Долж­но остать­ся место под крас­ку. Обыч­но доста­точ­но нане­сти два слоя грун­та с про­ме­жу­точ­ной суш­кой 10–15 минут.

Перед нане­се­ни­ем крас­ки грунт дол­жен высохнуть.

Крас­ку надо нано­сить капил­ляр­ны­ми дви­же­ни­я­ми, каса­ясь внут­рен­ней части цара­пи­ны. Луч­ше её под­кра­ши­вать в несколь­ко эта­пов с про­ме­жу­точ­ной суш­кой. Крас­ки будет доста­точ­но, когда она скро­ет грунт. Нуж­но оста­вить око­ло поло­ви­ны глу­би­ны для нане­се­ния лака.

Лак нано­сит­ся подоб­но крас­ке. Если к лаку при­ла­га­ет­ся инструк­ция, то сле­дуй­те ука­зан­но­му вре­ме­ни суш­ки меж­ду сло­я­ми. У раз­ных лаков вре­мя суш­ки может отли­чать­ся. Нане­си­те несколь­ко тон­ких сло­ёв внутрь цара­пи­ны, с про­ме­жу­точ­ной суш­кой. Нано­си­те лак вдоль неё рав­но­мер­ны­ми дви­же­ни­я­ми. Лаком надо запол­нить остав­ше­е­ся место внут­ри цара­пи­ны, а так­же лак дол­жен немно­го воз­вы­шать­ся над уров­нем ори­ги­наль­но­го ЛКП. На этом эта­пе лак не будет лежать иде­аль­но. Когда он высох­нет, все неров­но­сти и воз­вы­шен­но­сти мож­но выров­нять шли­фо­ва­ни­ем мел­ко абра­зив­ной шли­фо­валь­ной бума­гой с после­ду­ю­щей полировкой.

Нуж­но ли вооб­ще нано­сить свер­ху лак? Лак необ­хо­дим, если ори­ги­наль­ное покры­тие кузо­ва содер­жит лак. В этом слу­чае лак нужен для нор­маль­но­го сов­па­де­ния оттен­ков, тем более, если ЛКП с эффек­том «метал­лик». Так­же лак несёт защит­ные функ­ции. Одна­ко, быва­ют исклю­че­ния. Ниже мы рас­смот­рим ремонт глу­бо­кой ван­даль­ной цара­пи­ны от клю­ча, запол­нен­ной грун­том и крас­кой без лака, при том, что ЛКП на машине с эффек­том «пер­ла­мутр».

Если ори­ги­наль­ная крас­ка не покры­та лаком, то лак, конеч­но же, нано­сить не тре­бу­ет­ся. Вме­сто это­го нуж­но запол­нить всю глу­би­ну цара­пи­ны крас­кой и нане­сти её немно­го выше уров­ня ори­ги­наль­но­го ЛКП. Излиш­няя крас­ка немно­го ося­дет после высы­ха­ния, а оста­ток мож­но будет убрать шлифованием.

Как убрать глубокую царапину на машине

Чтобы избавиться от глубоких царапин на кузове, понадобятся такие материалы и инструменты:

  • бумага наждачная (P1500 и P2000);
  • грунтовочная масса (грунтовка);
  • полироль;
  • краска нужного тона (для получения точного цвета рекомендуется произвести компьютерную диагностику).

Перед проведением реставрационных работ нужно проверить, все ли материалы подготовлены. При наличии двухкомпонентной краски в случае металлика или особого перламутрового цвета авто смешайте краску с активатором в заданных на упаковке пропорциях.

Разберемся поэтапно как убрать глубокую царапину на машине своими руками:

  1. Удалите грязь с ремонтируемой поверхности, используя тряпки, воду, моющие средства и наждачную бумагу.
  2. Если появление царапины до металла сопровождалось образованием ржавчины, следует использовать наждачку для ее удаления. При наличии вмятин и прогибов металла это место предварительно следует ликвидировать с помощью специальной полиэфирной шпатлевки для автомобилей, слой которой не должен быть больше трех миллиметров. После высыхания вещества обработанное место повреждения следует тщательно затереть сначала крупнозернистой, а после — мелкозернистой наждачкой, делая незаметными перепады поверхности.
  3. На третьем этапе нужно обработать царапину грунтовкой. Замажьте повреждение кисточкой или распылителем.
  4. Дайте нанесенному грунтовочному слою высохнуть, отшлифуйте его.
  5. Поверхность обезжиривается.
  6. Нанесите приготовленную автоэмаль. Правильнее покрасить повреждение с помощью специального краскопульта.
  7. Ремонт царапин на автомобиле предполагает наложение двух-трех слоев краски с временным интервалом в полчаса.
  8. Дождитесь полного высыхания наложенного слоя автоэмали. Это занимает около 24 часов.

Как закрасить царапину на машине

Независимо от того, насколько осторожен водитель, царапины на машине все равно будут появляться. Повреждения этого типа делятся на несколько групп в зависимости от ряда признаков:

  • мелкие царапины первого уровня, повредившие лакокрасочное покрытие;
  • средние царапины второго уровня, повредившие верхний слой и грунтовку;
  • глубокие царапины третьей уровня, повредившие все слои покрытия, включая металл.

Для покраски царапин на машине используются специальные инструменты. Но, чтобы понять, какой прибор понадобится для восстановления поверхности, необходимо определить тип царапины.

Способы устранения повреждений также бывают нескольких типов:

  • точечного;
  • полировочного;
  • с использованием кисточки;
  • с использованием баллончика с краской;
  • с выполнением полноценного ремонта.

В большинстве случаев не требуется трудоемких усилий, чтобы устранить царапину. Для этого не обязательно обращаться в сервисный центр – закрасить место царапины на поврежденном участке можно самостоятельно.

Точечная покраска

Точечная покраска известна также под названием «ретуширование». Этот метод предполагает несколько способов восстановления поверхности авто в зависимости от показателя повреждения.

Чаще всего этот тип покраски используется для устранения царапин первого уровня, повредивших лакокрасочное покрытие. При выполнении точечной покраски определяются места царапин, после чего осуществляется покраска. Задача выполняется самостоятельно с использованием карандашей-маркеров.

Если на покрытии зафиксированы царапины второго уровня, повредившие лакокрасочное покрытие и грунтовку, применяются средства локального действия. К ним относятся полимерный карандаш-мелок и кисточка с краской. Рекомендуется наносить краску в несколько слоев.

Полировка

При наличии царапин не всегда требуется покраска. В некоторых случаях достаточно полировки. Этот способ подходит только, если необходимо устранение неглубоких царапин. Чтобы определить их наличие, необходимо намочить поверхность и дождаться, пока она высохнет. После этого царапины проявятся сами.

Рекомендуем: Инструкция по мелкому ремонту бескамерных шин своими руками

Убрать, отполировав царапину, можно самостоятельно, или на автомойке. Для нее необходима специальная восковая паста. Вещество заполняет царапину, в результате чего она исчезает. Но следует учитывать, что полировка предоставляет временный эффект. Поэтому, чтобы поддерживать лакокрасочное покрытие в новом состоянии, необходимо периодически повторять это действие.

Ремонтные работы

Для осуществления ремонта важно знать, как убрать царапины на машине, с учётом трёхуровневой шкалы повреждений

Мелкое повреждение

Как убрать мелкие царапины с кузова автомобиля? Неглубокие дефекты на лаковом покрытии — это небольшая проблема. Для того чтобы их удалить, нужно хорошо помыть место, с которым нужно работать. Предварительно купите в специализированном магазине автомобильную полироль для удаления царапин (она отличается от полироли для сезонной обработки кузова). Также понадобится полировочная машинка, но если её нет, то ничего страшного, можно взять самую обыкновенную, даже самую дешёвую, губку для мытья посуды.

Далее, промываем участок, который нужно заполировать, дожидаемся полного высыхания. Затем наносим полироль на мочалку и втираем прямо в царапину, пока на кузове авто не останется белых разводов. Если все сделано правильно, повреждения не должно быть видно.

Царапина до грунтовки

Заделка царапин, дошедших до грунтовки, требует ознакомиться с техническим паспортом автомобиля и найти в нём информацию о цвете кузова

Это важно, если вы хотите, чтобы ваша машина выглядела как только что из салона. Зная цвет, вы можете обратиться в специализированный магазин, где вам помогут подобрать нужную краску

Также вам понадобится полироль, наждачная бумага (крупнозернистая и мелкозернистая), бумажный скотч, уайт-спирит или керосин для обезжиривания поверхности и обязательно грунтовка.

Как произвести удаление царапин на авто в этом случае? Предварительно помойте часть кузова, на которой обнаружился дефект. Чтобы грунтовка и краска случайно не попали на неповрежденный участок, наклейте вокруг обрабатываемого места бумажный скотч.

Крупнозернистой наждачной бумагой затрите всю поверхность вокруг дефекта. Затирайте до тех пор, пока поверхность не станет матовой. После этого обезжирьте поверхность уайт-спиритом либо керосином и дайте поверхности высохнуть.

Когда подготовка подошла к концу и поверхность подсохла, нанесите слой грунтовки. На сухую грунтовку нанесите краску. Обязательно подождите, пока она подсохнет, после чего приступайте к полировочным работам.

Глубокое повреждение до металла

Это самый неприятный вид повреждений. Для того чтобы исправить его, вам понадобятся:

  • уайт-спирит;
  • шпаклёвка;
  • грунтовка;
  • краска;
  • автомобильный резиновый шпатель;
  • антикоррозийное средство;
  • полироль;
  • мелкозернистая и крупнозернистая наждачная бумага.

Для устранения царапин на автомобиле, нужно сначала подготовить кузов. Самым первым шагом будет мойка автомобиля. Затем следует обработать царапину антикоррозийным средством и затереть всю поверхность крупнозернистой наждачной бумагой. После этого нужно обезжирить поверхность уайт-спиритом или керосином либо другими обезжиривающим средством.

На обезжиренный и подсохший участок нанесите слой шпаклёвки, стараясь максимально заделать повреждение. После это дайте ей высохнуть и обработайте мелкозернистой наждачной бумагой. Сверху нанесите слой грунтовки по всему матовому пространству. После того как грунтовка высохнет, пройдитесь наждачной бумагой № 1200. Этим вы сделаете всю поверхность идеально гладкой.

Если же повреждение незначительное, нет ничего проще, чем самостоятельно закрасить царапину. Нужно избавиться от пыли на кузове, обезжирить нужный участок и нанести краску. Её можно распылить из специального баллончика. После покраски остаётся отполировать всю деталь и оставить автомобиль на 12−24 часа в сухом гараже для высыхания краски.

На 85% автомобилей появляются царапины в первый год эксплуатации. Если вы всё сделаете правильно, то ваш автомобиль будет как новенький!

  • Ремонт царапин на автомобиле и покраска сколов

  • Как своим руками покрасить двери автомобиля или заполировать царапины

  • Применение жидкого стекла для полировки кузова авто

«Лечим» повреждения до металла

Случаи, когда царапины доходят до металлической основы наиболее сложны для самостоятельного ремонта. Но если разобраться, закрасить глубокий след на машине не намного труднее, чем устранения борозды средней глубины. Схема работы будет практически той же, только перед грунтованием поврежденного участка нужно использовать антикоррозийные составы. Да и саму грунтовку лучше выбрать с антикор-эффектом. Без такой обработки ржавчина может распространиться под краской, что рано или поздно приведет к ее отслоению.

Этапы работы:

  • очистить проблемную зону от грязи и ржавчины;
  • отшлифовать царапину абразивом Р120-Р320 до металла или на глубину царапины;
  • прилегающую область матировать бумагой Р800-Р1000;
  • обезжирить рабочую зону бензином или уайт-спиритом;
  • обработать металл одним из многочисленных антикоров;
  • обклеить поврежденную поверхность малярным скотчем;
  • нанести шпаклевку (можно полиэфирную с отвердителем);
  • высохшую шпаклевку затереть до ровного состояния наждачкой Р400;
  • загрунтовать царапину;
  • высохший грунт отшлифовать «по мокрому» мелкозернистым абразивом Р1000-Р1200.
  • подкрасить пострадавший участок;
  • после высыхания снять малярный скотч и убрать излишки краски полиролью.

Если ваша машина окрашена в «металлик», ремонт происходит по той же схеме, но с одним нюансом. Так как новая краска блестит сильнее прежней, отремонтированная поверхность будет бросаться в глаза. Выровнять светоотражение позволит обработка проблемной зоны автомобильным лаком.

Как подкрасить сколы в зависимости от места: бампер, крыша, двери

Такой скол потребует применения шлифовальной бумаги Р600 или Р800

Сколы и небольшие надломы или царапины на лакокрасочной поверхности машины отличаются глубиной, длиной и шириной, а также расположением, поэтому существуют некоторые нюансы подкрашивания таких дефектов кузовного покрытия:

  • повреждения могут затрагивать исключительно верхний лаковый слой или доходить до металла, что влияет на выбор тактики ремонтных работ и средства;
  • если сколы или царапины располагаются в зоне автомобильных дверей или фар, то перед тем как подкрасить кузов, следует демонтировать все элементы или защитить их при помощи скотча;
  • попадание на рабочую поверхность солнечных лучей и тёплого воздуха значительно ускоряет затвердение ремонтных и реставрационных составов, особенно в области капота и зоне крыши, поэтому работы должны выполняться максимально быстро;
  • повреждённый бампер демонтируется с автомобиля, после чего замывается краска до пластика или грунта, и выполняется стандартная подготовка детали под окрашивание.

Следует отметить, что объёмные и глубокие сколы на машине, вне зависимости от места расположения, потребуют использования шлифовальной бумаги P600 и P800, что позволит сгладить края повреждения и тщательно вычистить полость.