Рейтинг лучших динамометрических ключей на 2021 год

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В качестве доказательства суждения, что у каждой силовой установки существуют свои особенности затяжки ГБЦ, рассмотрим нюансы выполнения работ на конкретных моделях.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Ряд модификаций ВАЗ-2112 комплектовался двумя типами 16-клапанных силовых установок (заводские индексы — 21120 и 21124). У этих двух моторов, несмотря на некоторые конструктивные особенности, технология затяжки головки блоки идентична.

На этих агрегатах используются растягивающиеся болты длиной 93 мм. При этом допускается повторное использование крепежей, но при одном условии – если их длина не превышает 95 мм (если она больше – их следует заменить). Для крепления головки используется 10 болтов.

Затягивание осуществляется в три подхода:

  1. Болты согласно порядка заворачиваются с усилием 2 кг/м;
  2. Доворачивание на 90 град.;
  3. Повторная дотяжка на 90 град.

Схема протяжки показана ниже.

Между 2-м и 3-м подходом необходимо сделать 20-минутный перерыв.

Поскольку на указанных двигателях используются растягивающиеся болты, дополнительная дотяжка во время эксплуатации авто не требуется.

ВАЗ-2107

На ВАЗ-2107 все устанавливаемые модификации силовых агрегатов являются 8-клапанными.

Головка блока на них крепиться 11 болтами, 10 из которых являются основными, а 1 – вспомогательным боковым (устанавливается в боковом выступе).

На этом авто затягивание крепежей также выполняется в три подхода:

  1. 10 основных болтов согласно порядку затягиваются с усилием 3,5-4,0 кг/м;
  2. Те же болты дотягиваются с моментом 11,5-12,0 кг/м;
  3. Вспомогательный затягивается с усилием 3,5-4,0 кг/м.

Дополнительная затяжка ГБЦ при эксплуатации ВАЗ-2107 не требуется.

«Самара», 10-е семейство, Приора

На моделях семейства «Самара» (2108-21099), а также ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанными агрегатами затяжка уже выполняется в 4 подхода:

  1. Затяжка с усилием 2,0 кг/м;
  2. Дотягивание с моментом 7,5-8,5 кг/м;
  3. Доворот на 90 град.;
  4. Повторное доворачивание на 90 град.

Перерыв между пунктами 3,4 20 минут.

Что касается ВАЗ «десятого» семейства, которые укомплектованы 16-клапанными моторами, то у них технология затяжки такая же, как и у ВАЗ-2112 (описано выше).

То же касается и Лада Приора, на 8-клапанных агрегатах используется метод с 4 подходами (ВАЗ 2108-21099), а на 16-клапанных – 3 подхода (ВАЗ 2112 с мотором на 16 клапанов).

«Волга»

На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на «Волгу», согласно технической документации автопроизводителя затягивание болтов головки блока двигателя осуществляется в два подхода:

  1. С усилием 4,0-6,0 кг/м;
  2. С моментом 13,0-14,5 кг/м.

Но многие автовладельцы этого авто отмечают, что такая технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому они используют методики с большим количество подходов.

Распространенным является перекрестный метод, выполняющийся в 4 этапа и с усилиями:

  1. 4,0-4,3 кг/м;
  2. 7,5 кг/м;
  3. 11,0 кг/м;
  4. 14,3-14,5 кг/м.

Последующая дотяжка болтов при эксплуатации на этом двигателе не требуется.

Лучшие стрелочные динамометрические ключи

Стрелочный вариант динамометрического инструмента отличается наличием специального индикаторного табло, который показывает величину усилия. Среди моделей есть различные варианта, которые отличаются по своему назначению и ценовому сегменту.

КМШ-140 НИЗ 2774-140

НИЗ 2774-140 относится к бюджетному сегменту стрелочных ключей для измерения усилия при работе с резьбовыми соединениями.

Продается в комплекте со специальным футляром. Инструмент изготавливается из специальной стали инструментального характера.

Назначением является применение для работ, не требующих большой точности измерений. Ключ относится к малогабаритным и легким инструментам динамометрического типа.

Плюсы КМШ-140 НИЗ 2774-140

  1. Дешевый вариант измерительного устройства.
  2. Небольшой вес и удобство в работе.
  3. Наличие чехла из пластика для переноски и хранения.
  4. Отличается простотой.

Минусы КМШ-140 НИЗ 2774-140

  1. Маленький размер плеча.
  2. При покупке требуется проверять расположение стрелки, которая должна быть на нуле.

Top Tools 37D105

Модель 37D105 относят к наиболее простым вариантам динамометрических ключей.

Посадочный квадрат имеет габариты в 1/2 дюйма, что делает его подходящим для большинства стандартных головок такого типа.

Отличием является шкала, которая позволяет увидеть момент усилия с помощью индикатора, ограниченного 200 Нм.

Плюсы Top Tools 37D105

  1. Стоимость.
  2. Хороший вариант для домашнего использования.
  3. Простота и удобство.

Минусы Top Tools 37D105

  1. Неточность.
  2. Маленький размер не позволяет замерять усилия большого значения.
  3. Шкала не достаточно разборчивая.

Gross

Бренд существует более 10 лет и успел заявить о своей состоятельности и надежности. Адаптер динамометр подсоединяется к конструкции ключа, и получается устройство, помогающее автолюбителям осуществлять ремонтные работы на профессиональном высоком уровне.

У девайса есть переходник, прочный корпус оснащен кнопками. С их помощью пользователь задает требуемые настройки, а точность инструмента составляет 98%. Есть система оповещения, звуковой и световой сигнал говорят об осуществляемой работе.

Мощность варьируется от 40 до 200 Нм. В комплекте есть резиновый футляр, в нем удобно хранить ключ и некоторые его запчасти.

Плюсы

  • широкий функционал и надежность конструкции;
  • наличие сертификата качества;
  • обширный диапазон;
  • световой и звуковой сигналы;
  • встроенный дисплей;
  • в комплекте есть чехол из прочной долговечной резины;
  • подробная инструкция на русском языке;
  • работа от аккумулятора.

Минусы

не найдено.

Таблица усилий затяжки метрических болтов

Размер Класс прочности N.m*
3.6 4.6 5.6 5.8 6.8 8.8 9.8 10.9 12.9
М1,6 0,05 0,07 0,09 0,11 0,14 0,18 0,21 0,26 0,31
М2 0,11 0,14 0,18 0,24 0,28 0,38 0,42 0,53 0,63
М2,5 0,22 0,29 0,36 0,48 0,58 0,78 0,87 1,09 1,31
М3 0,38 0,51 0,63 0,84 1,01 1,35 1,52 1,90 2,27
М4 0,71 0,95 1,19 1,59 1,91 2,54 2,86 3,57 4,29
М5 1,71 2,28 2,85 3,80 4,56 6,09 6,85 8,56 10,3
М6 2,94 3,92 4,91 6,54 7,85 10,5 11,8 14,7 17,7
М8 7,11 9,48 11,9 15,8 19,0 25,3 28,4 35,5 42,7
М10 14,3 19,1 23,8 31,8 38,1 50,8 57,2 71,5 85,8
М12 24,4 32,6 40,7 54,3 65,1 86,9 97,7 122 147
М14 39 52 65 86,6 104 139 156 195 234
М16 59,9 79,9 99,8 133 160 213 240 299 359
М18 82,5 110 138 183 220 293 330 413 495
М20 117 156 195 260 312 416 468 585 702
М22 158 211 264 352 422 563 634 792 950
М24 202 270 337 449 539 719 809 1011 1213
М27 298 398 497 663 795 1060 1193 1491 1789
М30 405 540 675 900 1080 1440 1620 2025 2430
М33 550 734 917 1223 1467 1956 2201 2751 3301
М36 708 944 1180 1573 1888 2517 2832 3540 4248
М39 919 1226 1532 2043 2452 3269 3678 4597 5517
М42 1139 1518 1898 2530 3036 4049 4555 5693 6832
М45 1425 1900 2375 3167 3800 5067 5701 7126 8551
М48 1716 2288 2860 3313 4576 6101 6864 8580 10296
М52 2210 2947 3684 4912 5895 7859 8842 11052 13263
М56 2737 3650 4562 6083 7300 9733 10950 13687 16425
М60 3404 4538 5673 7564 9076 12102 13614 17018 20422
М64 4100 5466 6833 9110 10932 14576 16398 20498 24597
М68 4963 6617 8271 11029 13234 17646 19851 24814 29777

*где N.m — крутящий момент. Равен произведению силы на плечо ее применения и измеряется в ньютон-метрах. Таким образом, если к гаечному ключу длиной 1 метр (плечо), приложить силу в 1 Ньютон (перпендикулярно на конце ключа), то мы получим крутящий момент равный 1 Нм.

Принцип работы инструмента

Полуавтоматические динамометрические ключи напоминают по форме и конструкции обычный ключ с трещоткой, который используется под торцовые головки. Единственным существенным отличием от своих «собратьев» является наличие специального храпового механизма, который дает возможность встроенной шестерне крутиться в двух направлениях. Например, чтобы вернуть рукоятку инструмента назад после полного оборота, нужно приложить относительно небольшое усилие. А вот, чтобы затянуть гайку следует приложить немного больше усилия.

Когда достигается необходимое значение, шестеренка трещотки попросту начинает проскакивать (при этом слышен характерный звук), в результате чего гайка или болт больше не затягивается. Таким образом, исключается вероятность того, что резьба сорвется.

Динамометрические ключи со шкалой измерения прилагаемого усилия по умолчанию не обладают возможностью ограничения крутящего момента при достижении заданного значения. В данном случае этот момент необходимо контролировать самостоятельно при помощи механической или электронной цифровой измерительной шкалы.

Перед тем, как приступить к изготовлению простого самодельного динамометрического ключа для затягивания болтов и гаек, необходимо будет провести некоторые расчеты. К примеру, чтобы добиться крутящего момента затяжки величиной 10 Н*м, надо приложить усилие, равное одному килограмму силы, к рычагу или плечу длиной 1 метр.

Вот только в условиях домашней мастерской или гаража метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале лучше использовать плечо в пределах 20–50 см. И для того, чтобы правильно рассчитать, какое усилие необходимо приложить на рычаг для достижения требуемого момента затяжки, надо посчитать Ньютоны и метры.

Впрочем, вдаваться в дебри математических уравнений вовсе не обязательно. Нужные величины можно без проблем рассчитать в пропорциональном соотношении. То есть, если брать за основу, что для получения крутящего момента 10 Н*м, нужно приложить усилие 1 кг на метровый рычаг, то аналогично легко подсчитать, какое усилие надо будет приложить на рычаг меньшей длины.

Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется приложить для затягиваний болта или гайки — это, так сказать, аксиома. К примеру, если вместо метрового, вы используете рычаг длиной 50 см, то для получения крутящего момента 10 Н*м нужно приложить усилие, равное 2 кг.

Если вы используете рычаг длиной, например, 22 см, то усилие будет составлять уже 4,5 кг. Иными словами, нужно крутящий момент (10 Н*м) поделить на длину рычага (в данном случае — 0, 22 м) и умножить на 0,1. Используя эту простую формулу, можно без проблем рассчитать, какое конкретно усилие требуется приложить для затяжки гайки.

Купить или сделать?

Поэтому самый оптимальный вариант — изготовить самодельный динамометрический ключ для затягивания гаек и болтов. Причем можно изготовить инструмент наподобие трещотки с храповым механизмом, а также сделанный по аналогии с более простой конструкцией — с использованием обычных ручных весов.

Разновидности

Затягиваем гайки так ли необходим динамометрический ключ

Перед тем как выбирать динамометрические ключи для автомобилей, следует изучить возможные варианты изделий. Это поможет ближе познакомиться с приспособлениями, и примерно понять, что нужно вам и на какие характеристики или возможности стоит рассчитывать при его покупке.

Принято выделять 3 разновидности динамометрических ключей. Но к этому списку можно добавить ещё одно устройство, которое является ключом-адаптером.

  1. Стрелочные. Когда речь заходит о том, какой динамометрический ключ стоит выбрать для проведения ремонта собственного авто, в гаражных условиях, многие склоняются к самому простому и доступному варианту в виде стрелочного приспособления. Этот ключ отличается простой конструкцией и низкой стоимостью. Но за низкой ценой скрывается соответствующее качество. По показателям точности они сильно уступают конкурентам, имеют погрешность до 10%. При этом не стоит рассчитывать на максимальный момент затяжки более 280 Нм. Среди профессиональных автомехаников такой ключ не пользуется спросом. Но если вы проводите работы в гараже, а сама процедура не требует повышенной точности, стрелочного инструмента должно вполне хватить.
  2. Щелчковые. Они же предельные. Делая выбор динамометрического ключа для обслуживания авто, часто автомобилисты склоняются к щелчковым инструментам. Конструктивно он включает себя муфту с заданным моментом, которая начинает срабатывать при превышении заданных параметров затяжки. У таких инструментов диапазон крутящего момента может варьироваться от 40 до 360 Нм, что уже заметно превышает возможности стандартного стрелочного устройства. Такой диапазон существенно упрощает выбор конкретного инструмента с необходимыми характеристиками. Щелчковые девайсы можно условно разделить на бытовые и профессиональные. У первых показатели погрешности не превышают 5%, а у вторых он и вовсе находится на уровне до 3%. Но по стоимости они превосходят стрелочные аналоги.
  3. Электронные. При повышенных требованиях к машине будет намного правильнее выбрать именно электронный динамометрический ключ. Это лучший инструмент для обслуживания автомобиля, хотя в гаражах обычных автомобилистов встречается редко. Это устройство профессионального уровня с наиболее высокими техническими характеристиками. Шкала измерения затяжки здесь электронная, а при достижении нужного значения раздаётся звуковой сигнал, часто дополняемый светодиодными индикаторами. Диапазон начинается с отметки 20 Нм. Но наиболее значимой особенностью такого ключа считается погрешность, не выходящая за рамки 1%. Единственной, но весомой причиной отказаться от приобретения электронного девайса, является цена. Она действительно высокая, из-за чего такие приспособления применяются в основном на автосервисах и станциях технического обслуживания.
  4. Ключи-адаптеры. Это специальное электронное устройство, которое вряд ли можно считать разновидностью электронного динамометрического ключа. Приспособление оснащается механическим приводом, к которому можно подключать трещотку, а на переходник устанавливать головки и прочие насадки. Адаптеры-динамометры комплектуются разными компонентами. Есть наборы из нескольких адаптеров, отличающихся по диапазону. На девайсе имеется цифровой дисплей и дополнительные кнопки для настройки. Принцип работы напоминает электронные ключи. Внутри короба имеется аккумулятор. При этом цена значительно ниже, нежели у электронных динамометрических ключей.

Стрелочный динамометрический ключ

Сам водитель должен решать, какой именно динамометрический ключ ему стоит выбрать для дальнейшего обслуживания собственного легкового автомобиля.

Если вы буквально несколько раз в год проводите какие-то работы с машиной, когда требуется 1-2 применения такого ключа, тратить огромные деньги на покупку электронного девайса точно нет необходимости. Куда проще и дешевле обратиться в автосервис. А вот для таких периодических работ отлично подойдут щелчковые приспособления. Они намного лучше стрелочных, обладают хорошим процентом погрешности, и при этом стоят адекватных денег.

Лучший цифровой динамометрический адаптер

Адаптеры динамометрического характера используются для определения уровня усилия при работе с различными соединениями. Модели различаются по своей функциональности и возможности использования. Электронный девайс отличается точностью при работе.

GROSS 14164

Адаптер модели GROSS 14164 применяют для работы с резьбовым соединением и контрольными мерами по крутящему моменту.

Устройство присоединяется к различным инструментам и показывает уровень усилия с помощью дисплея, который отражает реальное время.

Плюсы GROSS 14164

  1. Наличие инструкции.
  2. Отличная точность, которая подходит для профессиональной работы.
  3. Удобство использования и простая эксплуатация.

Минусы GROSS 14164

  1. Быстро садится батарейка.
  2. Для использования требуется предварительно настроить устройство.

Что такое динамометрический ключ?

Динамометрический ключ используется для закручивания резьбовых соединений с определенным моментом затяжки (силы, усилием). Единицей измерения усилия является ньютон на квадратный метр.

Подобный инструмент необходим из-за того, что в данных по техническому обслуживанию автомобилей и других сложных устройств всегда предоставляются данные о том, с каким усилием необходимо затягивать те или иные соединения. В том случае если используемая сила больше или меньше рекомендуемых значений, это может вызвать серьезную поломку из-за сорванной резьбы или недостаточно затянутых гаек и винтов.

Соответственно крайне важно иметь возможность изначально выставить необходимую силу затяжки, именно для этого и был создан динамометрический ключ. Обычный динамометрический ключ состоит из следующих частей:

Обычный динамометрический ключ состоит из следующих частей:

  1. Рукоятки, которая изготавливается из пластика или резины;
  2. Металлический корпус;
  3. Квадрат для торцевых головок;
  4. Шкала на которой показывается усилие затяжки.

Шкала может выглядеть по-разному, в зависимости от типа ключа. Сегодня существуют следующие виды динамометрических ключей для автомобиля.

КОНСТРУКЦИЯ ДИНАМОМЕТРИЧЕСКОГО КЛЮЧА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

  • Стрелочные динамометрические ключи оснащаются шкалой со стрелкой. Они сравнительно недороги, но при этом обладают погрешностью в измерениях в районе 6-8%. Они подходят только для работ, которые не требуют высокой точности при затяжке соединений;
  • Щелчковые динамометрические ключи, также известные как «предельные». В этом случае необходимо накрутить в основание ключа движимую рукоятку до того момента, когда она не дойдет до нужной отметки усилия. Они имеют меньшую погрешность в районе 4% и активно используются в СТО;
  • Электронные обладают наибольшей точностью и являются лучшим вариантом динамометрического ключа для авто. Их погрешность составляет около одного процента, и имеют такие функции как выгрузка данных в Excel, программирования последовательности действий и пр.

Отдельно стоит сказать о щелчковых ключах. У некоторых из них не одна шкала, а две – вертикальная и горизонтальная. При этом на числа на горизонтальной шкале обозначают, сколько Ньютонов добавится к усилию, отмеченному на вертикальной шкале. То есть, если на вертикальной шкале будет выбрано число «112», а на горизонтальной «4», то мы получим усилие в 116 Ньютонов на метр (112+4).

Читать также: Маска для сварки хамелеон fubag

Также очень важно помнить о том, что у стрелочных динамометрических ключей нет ограничения по силе затяжки. Они могут только показывать ваше усилие

Соответственно если в какой-то момент вы превысите разрешенный крутящий момент, то это может серьезно повредить деталь.

КЛЮЧ ТОРСИОННОГО ТИПА С НЕПОДВИЖНЫМ СТРЕЛОЧНЫМ УКАЗАТЕЛЕМ

Лучшие ключи на рынке

Современный рынок автомобильных инструментов предлагает автомобилистам большой выбор разнообразных моделей динамометрических ключей от различных производителей. Ниже приведены лучшие марки заморских производителей инструмента, чья продукция пользуется в России заслуженной популярностью и спросом:

  1. Ключи от немецкой компании Hazet признаны во всём мире самыми лучшими представителями динамометрических инструментов. Они могут использоваться как в автосервисе, так и в промышленном производстве. Высокая точность измерения, качества исполнения обеспечивают долгий срок их эксплуатации. Ключ под серийным номером 6000 был отмечен в 2005 году специальной премией, как лучший инструмент года по конструктивному и инновационному исполнению. Большой популярностью пользуются ключи данной марки щелчковые и электронные с расширенным диапазоном крутящего момента. Для строительных машин и грузовиков подойдут мощные инструменты на 3/4 — 1 дюйм с комплектующими мультипликаторами. Для проверки динамометрической части инструментов фирма Hazet выпускает специализированные электроизмерительные приборы.
  2. Инструменты марки Kabo Tool Company отвечают международному стандарту ISO 9001, благодаря использованию качественных хромсодержащих сталей. Они пользуются мировым спросом и популярностью. Динамометрические ключи этой фирмы отличаются большой точностью затяжки, длительным сроком эксплуатации и высокой степенью функциональности.
  3. Доступную цену для отечественных автомобилистов имеют качественные и надёжные измерительные ключи другой германской компании Vigor. Они заслужили уважение специалистов точными показателями работы. В них производится автоматический сброс усилия при достижении установленного значения. Ручка установки позволяет быстро выбрать нужное значение крутящего момента. Прецизионная шкала обеспечивает высокую точность установки. Инструмент комплектуется сертификатом качества.

Как обойтись без динамометрического ключа?

В полевых условиях точный калиброванный инструмент отыскать сложно. Существует оригинальный способ, чем заменить динамометрический ключ, если требуется срочно выполнить затяжку гаек. Выполнить работу можно при помощи кухонных весов согласно следующей технологии:

  1. Требуется надежный ключ и сравнительно точный пружинный кантер.
  2. В идеале момент затяжки должен соответствовать усилию, приложенному к рычагу длиной 1 м.
  3. Чтобы упростить расчеты, можно в качестве плеча силы использовать метровый отрезок трубы.
  4. Если ключом работают без удлинителя, то измеряем его длину. При длине 25 см делим 1/0,25=4. Например, требуется приложить усилие 2 кгс*м. Далее умножаем полученную величину на требуемое усилие: 4х2 кгс*м=8 кг.
  5. Это означает, что при коротком плече в 25 см нужно на шкале весов получить значение 8 кг, а при длинном плече в 1 м – показания в 1 кг.
  6. Устанавливаем наш ключ на крепеж вертикально, а сверху на рукоятку фиксируем крючок кантера.
  7. Тянем за кольцо весов с другого конца до достижения требуемого показателя веса.

Устройство и принцип работы динамометрического ключа

Для начала разберемся с единицами измерения. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). Чтобы пользоваться этой величиной на практике, достаточно запомнить простое определение из школьного курса физики: 10 Н.м. означает усилие в 1 кг, приложенное к рычагу длиной 1 метр.

Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.

Рассмотрим различные конструкции инструмента.

Это самый недорогой вариант исполнения, удобен и прост в использовании. На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.

К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка. При затягивании крепежа, рукоятка изгибается на тарированный угол.

В результате происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки. Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.

Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени». Недостатки также имеются:

  • достаточно высокая погрешность – до 8%;
  • качество работы сильно зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.

Тем не менее, работать таким инструментом можно, и он достаточно часто встречается в гаражах автолюбителей.

Индикаторного типа

Принцип работы такой же, как у стрелочного, но отображение результата более точное. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.

Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором. Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.

Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки. После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.

Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.

Электронный индикатор

На первый взгляд, технология такая же, как у стрелочного инструмента. Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.

Простейшие экземпляры так и работают. Но если вы хотите пользоваться динамометрическим ключом максимально эффективно – лучше приобрести комплект с дополнительными функциями.

Какие опции могут быть на электронном табло?

  • выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
  • фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
  • звуковая индикация.

На последнем параметре остановимся подробнее: Вы заранее устанавливаете предел срабатывания. При достижении заданного значения крутящего момента, звучит зуммер. Инструментом с такой опцией удобно пользоваться при ограниченном доступе, когда работа выполняется фактически «на ощупь».

Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.

Инструмент лишь показывает усилие, прилагаемое к рукоятке

Ограничений по затяжке нет, поэтому при неосторожном обращении, можно повредить обслуживаемый узел. При работе с ответственным крепежом (головки блока цилиндров, впускной и выпускной коллекторы, механизмы ГРМ) надо быть предельно внимательным

Щелчковый механизм

Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.

Это классика жанра – используется как в мастерских по ремонту автомобилей, так и в личных гаражах. Пользоваться динамометрическим ключом с щелчковым механизмом можно, не опасаясь повредить крепеж или устанавливаемую деталь.

При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.