Как правильно пользоваться динамометрическими ключами: подробное руководство

Рекомендации по использованию

Отзывы автомобилистов наглядно показывают, что динамометрические ключи действительно полезная вещь в гараже. Если вы не ремонтируете машину сами, в его покупке смысла особого нет.

Помимо того, что нужно уметь правильно работать с ключом, также регулярно должна проводиться поверка и тарировка.

Тарировка подразумевает проверку показаний инструмента, его регулировку и перенастройку при необходимости. А поверкой называют ту же проверку. То есть нужно периодически проверять, действительно ли настроенный на ключе момент соответствует моменту затяжке. Если на шкале стоит 100, то и затягивать он должен с моментом 100 Нм. Со временем и при частой эксплуатации настройка сбивается.

Запомните, что шкальный ключ, то есть наш с вами ДМК, не может использоваться как обычный вороток. Иначе вскоре придется покупать новый инструмент.

Также важно после каждого применения выставлять значения на 0. Оставив ключ в сжатом состоянии, точность момента со временем ухудшится

Каждый ДМК имеет свои особенности, как затягивать резьбу.

Щелчковые ключи

Хорошее сочетание цены, качества и точности делают их самыми популярными. Чтобы выставить усилие и закрутить соединение с нужным моментом, вам необходимо:

  • отпустить гайку (стопорную);
  • выставить на шкале нагрузку, что делается с помощью подвижной рукоятки;
  • стопорной гайкой зафиксировать это положение;
  • начать затяжку и когда прозвучит характерный щелчок, остановиться.

Особенности затягивания ступичной гайки

Ни понимая с каким усилием затягивать колесные гайки лучше не браться за эту работу. Если их перетянуть, то произойдет поломка, а если не дотянуть, то в таком случае может произойти прокручивание, посадочное место под подшипником испортится. Все, кто не уверен в своих познаниях, могут использовать пружинный кантор, но можно обойтись и более простым способом. Воротки с трещоткой чаще всего не могут обеспечить достаточное усилие, а предназначенные для этого инструменты стоят дорого.

Чтобы не допустить поломки и правильно выполнить работу, для протяжки рекомендуется использовать рычаг длиной метр или чуть больше. Если на ступице автомобиля мелкий шаг резьбы может хватить усилия в 20 Нм плюс к этому необходимо будет сделать поворот ключа еще на 90°, в сумме такие усилия дадут очень приличный момент затяжки. Кто помнит физику может произвести простой расчет. Для этого необходимо знать свой вес и длину рычага. Значение в 20 Нм равно усилию два килограмма при длине рычага в метр.

Усилие, то с каким моментом затягивать ступичную гайку, зависит от индивидуальных особенностей транспортного средства. Рекомендации по затяжке даже одного и того же подшипника часто различаются. Они зависят от качества металла ступиц, прочности гаек, цапф, резьбы. Обычно 19-23 кгс/м достаточно. Если произойдет ослабление подшипника и зазор достигнет значения 0,06-0,08 миллиметров, это значительно повлияет на снижение ресурса всего механизма.

Специалисты много лет проработавшие в автосервисе рекомендуют через каждые 15-20 тысяч километров пробега подтягивать гайки ступиц. Полезно будет в таком случае их немного расслабить на один два оборота. Лучше всего чтобы автомобиль был приподнят домкратом при этом. Для осуществления данного процесса многие советуют применить трубчатый ключ, накидной, потому что у него толстые стенки и есть место под вороток, и он более мощный. Благодаря специальному переходнику получиться применить трубу.

Современные автомобили оборудованы обжимными гайками, которые не нужно контрить. На них есть пояски и они сами вдавятся в пазы цапфы. Не надо давить на ключ всем своим весом в сто килограмм, это фактически в два раза сильнее, чем необходимо. Зная точно какой момент затяжки ступичной гайки можно избежать потери колеса в пути, перед этим произойдет образование стука при поворотах, машина при этом может вылететь в кювет.

Recommendations

Comments 61

Второй ключ и сверка на крепеже. Проверено не раз, вы не первый кто ломает/разбирает. Точность у щелчковых средненькая кстати

Настроили по инструкции, нужны гирьки и немного времени, примерно 1-2 часа. Ничего сложного.

пусть малой и настроит и дальше пусть пользуются люди, а тебе другой купят, думаю обойдешься с простым ключом, а не домашнего тюнинга

В ЦСМ на стенде откалибруют.

головку болгаркой пилил НЕ ПОРЧ ИНСТРУМЕНТ- ГГГЫЫЫ

Неа, это из набора на 21, закипевшую гайку на колесе срывали. По другому никак, пришлось еще 3 такие покупать. На дисках отверстие очень узкое, другими не подлезть. А эти очень ломкие, мясорубка их как семечки щелкала.

но оножж для свеч

Да, но другой небыло

Вспоминай сопромат, длина рычага и усилие измеряется безменом-динамометром. Вот для примера разбирайся bikepost.ru/blog/60615/Pr…omashnikh-uslovijakh.html

Спасибо, что то подобное нашел

Просто проверить на таком тестере — у меня есть такой.

Просто проверить на таком тестере — у меня есть такой.

Читать дальше: Как работает светофор на перекрестке

где такой купить? и как называется

Я нахожусь не в России. Тестер американский. PROTO J6476 Цена что-то около 2000 долларов

Просто проверить на таком тестере — у меня есть такой.

мне бы мой при случае проверить…

Можно от калиброватьь.Я свой проверял. По GUG-ли .Где то я нашёл как.Там математика и кантер нужно иметь.Учитывается длинна ручки.

правильно собрать, сравнить и настроить по другому ключу. думаю этой точности для гаража хватит.

отдай его этим кулибинам, а они тебе сумму на покупку нового ключа

Искал схему, но блин такие ключи действуют за щет изгиба пружины которая на моменте счелкает. Так просто не получится все назад скрутить

я так понял, что ключ регулируется промежуточной шайбой, она на фото 3я с лева, или не прав ), просто не помню она у меня была зафиксирована или нет, она вкручивается в ручку и контится гайкой. Вот тлолько вопрос, если сейчас пружина оттянута на минимум, то почему в трещетке не щелкает даже при небольшой нагрузке. Походу язычек запал…

Искал схему, но блин такие ключи действуют за щет изгиба пружины которая на моменте счелкает. Так просто не получится все назад скрутить

Там нет запчастей половины. Нужны ещё аргументы? Почему его нужно вернуть?

Отдай обратно, пусть заменят или исправят

Отдать этот ключ знакомым и пусть купят новый!

Прочитал комменты. Повторюсь. Отдать ключ знакомому, пусть новый покупает. Тем более ключ стоит не 3 коп. Это как так? Взять исправный инструмент, а вернуть гору болтиков? Кто этот человек после? Правильно. Пи дор. А ты чудак. Раз взял сломаный ключ обратно. Извини, ничего личного, просто эмоции. Возмущает такое отношение к инструменту.

я просто не понимаю половины коментриев, вроде все доступно написал, «как настроить или отколибровать?» причину поломки указал, «был разобран» (не уронили, не дефорировали, а просто выкрутили ручку до конца…), все остальное остается за кулисами, я же не плачусь и не говорю, «народ, нужно собраться и навалять», или отжать денег за ключ.

Извини за оффтоп. Придется теперь читать весь этот спам, раз описал эту мудацкую ситуацию, народ хочет посочувствовать и обсудить все детали. ;-)))

я сам когда мелкий был, столько батиного интрумента по перепортил… за что прилетало не подетсяки,

Так то батиного. Батя же его не возвращал другу поломанным .

ну для меня он был Батин, а вот на самом деле чей он был я не занал …

для домашней поверки — фиксируй ключ за квадрат в тисках и на замеренном участке вешай вес . 100нм — 10 кг усилия приложенное на рычаг 1метр

Первое правила пользования динамометрического ключа. Не давать НИКОМУ ключ

Плюс по поводу возврата инструмента в обмен на новый рабочий, так дела не делаются.

Низззя давать на попользовацца инструментарий сложнее рожкового ключа))).

И тот сломают, либо разогнут

Было дело, дал кувалдочку… принесли две половинки(лопнула по ручке) и типа «ты чо сломаную дал?» Племяшу по осени дал зарядник на вечер, по сей поры не могу пиздюка выцепить…

Дал братану набор комбинированных ключей licota, забрал на13 Jonessway, на 14force и два трещёточных в виде компенсации

Предельные усилия для затяжки болтов

Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.

Резьба/шаг, мм Класс прочности 4,6 Класс прочности 5,8 Класс прочности 8,8 Класс прочности 10,9 Класс прочности 12,9
5/0,8 2,1 3,5 5,5 7,8 9,3
6/1,0 3,6 5,9 9,4 13,4 16,3
8/1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10/1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12/1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14/2,0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16/2,0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18/2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20/2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22/2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24/3,0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27/3,0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30/3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33/3,5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36/4,0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39/4,0 1056,0 1756,8 3955,2 4742,4

Вам это будет интересно О видах домкратов: сравнение автомобильных моделей, какие бывают Чтобы определить усилие, необходимое для затяжки, нужно измерить болт штангенциркулем, определив длину резьбы и диаметр, а на головке посмотреть марку стали. После этого, исходя из определённых параметров, нужно просто найти соответствующее число в таблице.

Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда можно увидеть на ней показатели усилий в килограммах.

Динамометрический ключ в наборе с насадками

Разновидности динамометрических ключей для легкового автомобиля

Выделяют несколько типов приспособлений:

  1. Стрелочный — самый распространенный вид. Отличается невысокой стоимостью, простой конструкцией. Однако по техническим характеристикам он уступает другим моделям. Погрешность составляет 10%, максимальный уровень затяжки — 280 Н.м. Стрелочные варианты применяются для легких рутинных работ.
  2. Щелчковый — с заданным максимумом, который срабатывает при слишком сильной затяжке. Погрешность составляет 3-5%, сила натяжки — от 40 до 360 Н.м. Устройства применяются в бытовых или промышленных условиях.
  3. Электронный — отличающийся лучшими рабочими качествами. Погрешность не превышает 1%. Имеется электронная шкала, отражающая степень затяжки.

Оформление журнала

На самом деле его оформить очень просто если знать как это делать. Состоит журнал из одной таблицы, которая содержит 7 столбцов.

  • В первом столбце указывается дата выполнения тарировки ключа. Тарировка выполняется перед выполнением работ по постановке высокопрочных болтов, либо при проверке установки болтов. Тарировку проводят перед каждой сменой.
  • Во втором столбце указывается тип динамометрического ключа. Берем с паспорта на ключ.
  • В третьем столбце указывается номер ключа. Также берем с паспорта на ключ, либо с самого ключа. На ключе наносят номер в виде штампа.
  • Для тарировки ключа необходимо приварить гайку на какой-либо столб. Если у вас нет специального стенда, а его как обычно нет. Надо гайку приварить так, чтобы при установке на болт ключа он (ключ) находился в горизонтальном положении. Так чтобы на ключ можно было навешивать груз. На ключ навешивают контрольный груз начиная с 10 кг и до 90 кг. Вес контрольных грузов указывается в четвертом столбце. Значения указываются в ньютонах, а в скобке в килограммах.
  • При каждом навешивании груза делаются по три измерения момента, среднее арифметическое значение заносится в шестой столбец журнала.
  • В пятом столбце указывается момент от контрольного груза. Это значение высчитывается. Для каждого ключа он разный. Зависит от длины динамометрического ключа и веса контрольного груза. Вес груза умножается на длину ключа получается момент.

Сравниваем значения с шестого столбца (значение момента снятого с ключа) с данными с пятого столбца (которые мы высчитывали). Если они не отличаются на более чем 5%, то ключ в исправном состоянии.

Так проводится тарировка динамометрического ключа и оформляется журнал. В 7 столбце ставит свои подписи ответственный за тарировку (бригадир).

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В качестве доказательства суждения, что у каждой силовой установки существуют свои особенности затяжки ГБЦ, рассмотрим нюансы выполнения работ на конкретных моделях.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Ряд модификаций ВАЗ-2112 комплектовался двумя типами 16-клапанных силовых установок (заводские индексы — 21120 и 21124). У этих двух моторов, несмотря на некоторые конструктивные особенности, технология затяжки головки блоки идентична.

На этих агрегатах используются растягивающиеся болты длиной 93 мм. При этом допускается повторное использование крепежей, но при одном условии – если их длина не превышает 95 мм (если она больше – их следует заменить). Для крепления головки используется 10 болтов.

Затягивание осуществляется в три подхода:

Схема протяжки показана ниже.

Между 2-м и 3-м подходом необходимо сделать 20-минутный перерыв.

Поскольку на указанных двигателях используются растягивающиеся болты, дополнительная дотяжка во время эксплуатации авто не требуется.

ВАЗ-2107

На ВАЗ-2107 все устанавливаемые модификации силовых агрегатов являются 8-клапанными.

Головка блока на них крепиться 11 болтами, 10 из которых являются основными, а 1 – вспомогательным боковым (устанавливается в боковом выступе).

На этом авто затягивание крепежей также выполняется в три подхода:

Дополнительная затяжка ГБЦ при эксплуатации ВАЗ-2107 не требуется.

«Самара», 10-е семейство, Приора

На моделях семейства «Самара» (2108-21099), а также ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанными агрегатами затяжка уже выполняется в 4 подхода:

Перерыв между пунктами 3,4 20 минут.

Что касается ВАЗ «десятого» семейства, которые укомплектованы 16-клапанными моторами, то у них технология затяжки такая же, как и у ВАЗ-2112 (описано выше).

То же касается и Лада Приора, на 8-клапанных агрегатах используется метод с 4 подходами (ВАЗ 2108-21099), а на 16-клапанных – 3 подхода (ВАЗ 2112 с мотором на 16 клапанов).

«Волга»

На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на «Волгу», согласно технической документации автопроизводителя затягивание болтов головки блока двигателя осуществляется в два подхода:

Но многие автовладельцы этого авто отмечают, что такая технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому они используют методики с большим количество подходов.

Распространенным является перекрестный метод, выполняющийся в 4 этапа и с усилиями:

Последующая дотяжка болтов при эксплуатации на этом двигателе не требуется.

Как пользоваться динамометрическим ключом?

Приобретаемый инструмент нуждается в калибровке, поскольку точность показаний датчика фактического момента затяжки оказывается различной и определяется характером производимых операций.

Выбор типоразмера инструмента определяется точностью показаний. Если определяющим фактором является низкая стоимость и простота использования, то применяют динамометрический ключ в форме балки. Если точность и повторное использование более важны, то применяют щелчковый динамометрический ключ. Наибольшую точность затяжки покажет оснастка электронного типа.

При выборе типа ключа оценивают его технические возможности. Например, торговая марка Jonnesway предлагает широкий выбор щелчковых динамометрических ключей, которые включают в себя храповой механизм при различных формах рабочей головки, а её основной конкурент — King tony – помимо инструмента с механическим приводом производит ещё и электронные модели.

Главной позицией выбора типоразмера динамометрического ключа является заявляемый производителем диапазон усилий или крутящих моментов. Последовательность использования такова:

  1. Ознакомиться со схемой затяжки крепежа, которая приводится в инструкции.
  2. Очистить крепёж от грязи, жировых отложений и следов коррозии. Хват головки за повреждённые гайки или болты может быть ненадёжным. Также не нужно преждевременно смазывать нитки резьбы: это снизит трение и исказит результаты затяжки.
  3. Использование динамометрического ключа обычно рекомендуется после того, как соединение уже предварительно затянуто.
  4. При затяжке необходимо производить визуальный отсчёт показаний только под прямым углом.

Практика применения рассматриваемых видов монтажного инструмента отличается определёнными особенностями.

Принцип работы инструмента

Полуавтоматические динамометрические ключи напоминают по форме и конструкции обычный ключ с трещоткой, который используется под торцовые головки. Единственным существенным отличием от своих «собратьев» является наличие специального храпового механизма, который дает возможность встроенной шестерне крутиться в двух направлениях.

Например, чтобы вернуть рукоятку инструмента назад после полного оборота, нужно приложить относительно небольшое усилие. А вот, чтобы затянуть гайку следует приложить немного больше усилия.

Когда достигается необходимое значение, шестеренка трещотки попросту начинает проскакивать (при этом слышен характерный звук), в результате чего гайка или болт больше не затягивается. Таким образом, исключается вероятность того, что резьба сорвется.

Динамометрические ключи со шкалой измерения прилагаемого усилия по умолчанию не обладают возможностью ограничения крутящего момента при достижении заданного значения. В данном случае этот момент необходимо контролировать самостоятельно при помощи механической или электронной цифровой измерительной шкалы.

Самодельный почти динамометрический ключ, в зависимости от конструктивного исполнения, может работать по примеру первого и второго варианта, описанных выше.

Cоветуем: Столярные тиски своими руками для гаража и мастерской

Зачем считают Ньютоны и метры

Перед тем, как приступить к изготовлению простого самодельного динамометрического ключа для затягивания болтов и гаек, необходимо будет провести некоторые расчеты. К примеру, чтобы добиться крутящего момента затяжки величиной 10 Н*м, надо приложить усилие, равное одному килограмму силы, к рычагу или плечу длиной 1 метр.

Вот только в условиях домашней мастерской или гаража метровый рычаг — не самый практичный и удобный вариант. В идеале лучше использовать плечо в пределах 20–50 см. И для того, чтобы правильно рассчитать, какое усилие необходимо приложить на рычаг для достижения требуемого момента затяжки, надо посчитать Ньютоны и метры.

Впрочем, вдаваться в дебри математических уравнений вовсе не обязательно. Нужные величины можно без проблем рассчитать в пропорциональном соотношении. То есть, если брать за основу, что для получения крутящего момента 10 Н*м, нужно приложить усилие 1 кг на метровый рычаг, то аналогично легко подсчитать, какое усилие надо будет приложить на рычаг меньшей длины.

Чем короче используемый рычаг, тем большее усилие требуется приложить для затягиваний болта или гайки — это, так сказать, аксиома. К примеру, если вместо метрового, вы используете рычаг длиной 50 см, то для получения крутящего момента 10 Н*м нужно приложить усилие, равное 2 кг.

Если вы используете рычаг длиной, например, 22 см, то усилие будет составлять уже 4,5 кг. Иными словами, нужно крутящий момент (10 Н*м) поделить на длину рычага (в данном случае — 0, 22 м) и умножить на 0,1. Используя эту простую формулу, можно без проблем рассчитать, какое конкретно усилие требуется приложить для затяжки гайки.

Купить или сделать?

В процессе выполнения ремонтных работ по обслуживанию авто практически каждый владелец транспортного средства сталкивается с тем, что необходимо закрутить болт или гайку, приложив определенное усилие, а динамометрического ключа под рукой нет. Не бежать же в магазин, чтобы купить дорогой инструмент, попользоваться им 20–30 минут и забыть на год.

Cоветуем: Трубогиб для профильной трубы из авто запчастей

Поэтому самый оптимальный вариант — изготовить самодельный динамометрический ключ для затягивания гаек и болтов. Причем можно изготовить инструмент наподобие трещотки с храповым механизмом, а также сделанный по аналогии с более простой конструкцией — с использованием обычных ручных весов.

Рекомендации по использованию

Понимая, как устроены инструменты и как они работают, можно приступать к непосредственному использованию функциональных возможностей динамометрического ключа.

Важно понимать, что такие инструменты для контролируемой затяжки соединений с прикладной точки зрения не отличается от обычного ключа. Разница лишь в том, что у динамометрического девайса имеется повышенная точность при создании усилий

Прежде чем приступать к работе, убедитесь, что инструмент исправен и правильно настроен. Каждый девайс проходит специальную проверку на предмет точности измерений. Только проверенные инструменты поступают в продажу. Но на этом контроль точности не заканчивается. По мере эксплуатации устройство нуждается в периодической проверке. Разбираться в том, как проверить свой динамометрический ключ самостоятельно, не имеет никакого смысла. Его проверяли специалисты с соответствующим высокоточным оборудованием. И профилактическую проверку также проводят в специализированных лабораториях.

Делать калибровку или нет, это выбор каждого владельца такого инструмента. Но без профилактической проверки постепенно увеличивается погрешность, девайс перестаёт работать максимально точно. А потому прикладываемое усилие на измерительной шкале просто не будет соответствовать реальным значениям. Если речь идёт о высокоточных соединениях, где требуется прикладывать строго дозированное усилие, в дальнейшем могут возникнуть проблемы, поскольку вы неправильно затянули гайку или болт.

Для каждого типа динамометрического ключа есть свои рекомендации относительно его использования. При этом существует несколько важнейших правил, применяемых одинаково для всех видов инструмента:

  1. Хранение. Когда вы заканчиваете работу с динамометрическим ключом и убираете его в ящик для хранения инструментов, не забывайте переводить девайс в нулевое положение момента. Шкала должна стоять на нуле. Тем самым вы ослабите механизм, и это не позволит настройкам быстро сбиться.
  2. Диапазон усилий. У каждого ключа есть свой определённый диапазон, в рамках которого инструмент способен работать. Никогда не пытайтесь установить значения, которые выходят за рамки имеющегося диапазона. И здесь ещё раз стоит напомнить о необходимости грамотного выбора ключа, который будет соответствовать запланированным работам.
  3. Чистка. Динамометрические ключи не терпят грубой очистки. Обязательно очищайте любые новые загрязнения предельно аккуратно. В механизме присутствует заводская смазка, которая должна оставаться на своём месте. Не пытайтесь её удалить, иначе испортите работу всего устройства. Оптимально только периодически протирать девайс сухой ветошью после завершения работ.
  4. Стопорная гайка. На динамометрических устройствах предусмотрена специальная стопорная гайка. Если она затянута, вращать ручку ключа нельзя. В противном случае вы просто сломаете довольно дорогостоящий инструмент.
  5. Будьте предельно аккуратными и внимательными, когда работаете с затяжкой креплений, требующих малого усилия. Здесь легко допустить ошибку и перетянуть гайку или болт, что выльется в поломку целого узла.
  6. Длительное хранение. Динамометрический ключ относится к очень полезным инструментам, но в действительности его применяют достаточно редко. После продолжительного хранения без работы ключ нельзя сразу же эксплуатировать при максимальных значениях усилия. Сначала попробуйте покрутить девайс на малых оборотах, а затем уже проводите сильную затяжку. Нужно разработать залежавшийся механизм, чтобы не спровоцировать поломку.
  7. Усиление момента. Если требуется усилить воздействие на рукоятку, не пытайтесь делать это отрезком трубы. Ничего хорошего из подобной затеи точно не выйдет. Применяйте лишь штатные и предназначенные для таких операций инструменты.
  8. Назначение. У динамометрического ключа есть своё специальное назначение. И использовать инструмент следует исключительно в рамках его функций. Потому заменять ключом молоток, рычаг или прочий девайс нельзя ни в коем случае. Иначе вы просто сломаете устройство стоимостью в несколько тысяч рублей. Куда проще поискать молоток.

Особенности использования ключа

Все ключи, которые приобретаются в магазине, должны иметь подробную инструкцию по применению. Производитель должен указать рекомендации по настройке устройства.

Для того чтобы избежать поломки и в полной мере воспользоваться всеми преимуществами приобретаемого устройства для закручивания крепежных элементов с контролем прилагаемой силы следует уделить внимание на нижеприведенные моменты:

  1. Рекомендуется при приобретении подбирать инструмент так, чтобы требуемое усилие находилось в рекомендуемом диапазоне, ближе к середине. Есть смысл в приобретении универсального устройства, которое подойдет для решения различных задач.
  2. Довольно распространенным вопросом можно назвать то, как проверить динамометрический ключ своими руками. Подобное устройство относится к измерительным, и его следует периодически проверять, корректировать значение получаемых показателей.
  3. Если при эксплуатации превысить максимальное значение прилагаемого усилия, то велика вероятность появления неисправности. Поэтому крайне не рекомендуется превышать максимальный показатель, указываемый производителем в инструкции по применению или нанесенный на шкале измерения.
  4. Многие модели предназначены для бережного использования. Другими словами, удары и другое воздействие может стать причиной появления дефектов корпуса. Именно поэтому после каждого применения рекомендуется проводить осмотр конструкции на предмет появления неисправности. Своевременный ремонт позволяет продлить срок эксплуатации изделия.
  5. Хранить изделие следует в соответствии с рекомендациями производителя.

Что касается самодельного варианта исполнения конструкции, то она менее прихотливая в применении и хранении. Слабым звеном можно назвать весы, которые восприимчивы к ударам и другому небрежному отношению. Именно поэтому после использования самодельного ключа рекомендуется его разобрать и хранить динамометр в защитном контейнере.

Доброго всем! Расскажите пожалуйста или дайте ссылку на сайт — интересует устройство динаметрического ключа с ограничением по щелчку (ключ типа трещётки, рукоять со шкалой). Спасибо.

Сообщите эл.почту кину схемку принципиальную своих ключей (в принципе все в аналоге) но могут быть незначительные отличия.

Могу я много балаболить, в неправде же никто не обвинял.

Спасибо, отправил в личку.

Получил, огромное спасибо.

Сломали мне динамометрический ключ Force, щелчек слышен только при откручивании, разобрал, вроде все целое, единствнное так и не допер за сект чего должен быть щелчек при затяжке. Скиньте плиз схему ключа на lazovit@km.ru Заранее благодарен.

А на ifolder можно? Или это информация закрытая, только «для своих»? На всякий случай warhamster@inbox.ru — может, и мне перепадет случайно.

Может, и мне кто-нибудь кинет динамометрическую косточку? [

]( ) ygbspb@rambler.ru

Warhamster Пасиб.

Да простое там устройство,система разноплечих рычагов, подпирается пружиной,которая регулирует момент срабатывания.

Вот и весь секрет.

При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства требуется использовать достаточно обширный перечень инструментов. Это во многом зависит от того, какие именно задачи необходимо выполнить автовладельцу.

Некоторые узлы собирают сравнительно грубо, то есть требуется максимально прочно затянуть соединения с расчётом на то, что в дальнейшем вы также сможете демонтировать крепёжные элементы. Здесь особой роли не играет, какое конкретно усилие будет прикладываться.

Но есть такие элементы автомобиля, где крайне важно дозировать усилия при затяжке соединительных компонентов. В противном случае это приведёт к поломкам, разгерметизации, утечкам и прочим неприятностям

Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж

И это важно понимать

Причём сильно затянутые соединения не менее опасны, чем не докрученный крепёж

И это важно понимать

Для решения подобных задач требуется специальный динамометрический ключ. Он бывает нескольких разновидностей, что позволяет подобрать оптимальный вариант инструмента для той или иной ситуации. Если в гаражных условиях обычные автовладельцы предпочитают в основном щелчковые и стрелочные устройства, то для сотрудников автосервиса объективно лучшим решением будет электронный ключ.

Выбрав инструмент, перед началом работ придётся внимательно разобраться в том, как правильно пользоваться динамометрическим ключом. Для этого нужно знать устройство, принцип работы девайса, а также понимать разницу между видами инструментов.

Как затягивать цифровым динамометрическим ключом?

Подобный вид инструмента похож на , только вместо пружинного механизма, цифровой использует “начинку”, благодаря которой измеряется усилие. Принцип работы электронного динамометрического ключа: необходимое значение выставляется также заранее, а при его достижении издает звуковой сигнал, оповещающий о завершении работы. На дисплее можно контролировать изменения прилагаемого усилия в конкретную точку времени.

Вся номенклатура данного инструмента является измерительными приборами, поэтому требуют бережного хранения и должны использоваться строго по назначению.

Перед приобретением инструмента рекомендуем ознакомиться с материалом —

Как выбирать динамометрический ключ

Так какой динамометрический ключ выбрать?

Для ответа на этот вопрос необходимо определить, для каких нагрузок будет использоваться инструмент и хватит ли одного ключа для решения всех задач. Ведь каждая модель динамометрического ключа работает в определенном диапазоне усилий.

Например, инструмент рассчитан на применение усилий от 40 до 200 Н*м. Приобретать такой ключ для затяжки резьбовых соединений от 20 до 60 Н*м не имеет смысла: ключ будет работать в начале своего рабочего диапазона (до 40 Н*м – 20% шкалы) с неконтролируемой погрешностью.

Дело в том, что номинальная погрешность ключей приходится на диапазон от 20 до 100% шкалы. Для сохранения запаса по максимальному значению в описанном случае подойдёт ключ от 20 до 100 Н*м (20% шкалы – 20 Н*м).

Что касается конструкции и типа индикации, то для самостоятельной работы вполне достаточно купить популярный щелчковый тип ключа, произведенный зарекомендовавшими себя брендами.

Из таких марок стоит отметить:

  • Hazet – немецкий производитель инструмента с репутацией мирового уровня. Продукция высоко ценится как профессионалами, так и любителями. Имеет широкий диапазон применения: от легковых автомобилей до тяжёлой техники;
  • Kabo – японский бренд, продукция которого также пользуется высокой репутацией. Отличается использованием высокопрочных хромосодержащих сталей, обеспечивающих надежность и долговечность инструмента. При этом достигается высокая точность измерений;
  • Force – тайваньский производитель, продукция которого популярна в России прежде всего по соотношению цена/качество.

Наконец, немаловажным остается вопрос, как пользоваться динамометрическим ключом. Дело в том, что ключи пружинного типа (а таких большинство) требуют разгрузки пружины после проведения измерений. Иначе пружина «садится»: в ней возникают необратимые деформации, и точность измерений резко падает. Существуют, конечно, конструкции ключей, не требующих проведения таких операций, но они очень дорогие.

В процессе работы механизмы ключей изнашиваются (характерный пример – кулачковый механизм) и точность измерений падает. Именно поэтому требуются периодические поверки этого мерительного инструмента. По ГОСТ метрологическая поверка динамометрических ключей должна проводиться с периодичностью один раз в год в сертифицированных лабораториях. Конечно, это требует дополнительного времени и средств, но в противном случае невозможно подтвердить результаты измерений отвечать за соблюдение требований к затяжке ответственных резьбовых соединений автомобиля.