Создание рыболовного катамарана с мотором своими руками

Как сделать катамаран своими руками

Проблема как сделать катамаран своими руками не является архисложной

Важно, прежде всего, понять каких габаритов будет конструкция, исходя из этого, можно будет выбирать нужные материалы

Выбор материала изготовления

Материалы могут быть самые разные, например, надувные катамараны, изготавливаемые своими руками, чаще всего используются:

  • пвх
  • дерево;
  • алюминий.
  1. Составляются чертежи катамарана.
  2. Подготавливается материал.
  3. Делаются заготовки.
  4. Судно собирается по блокам.

Из пенопласта

Самодельный катамаран из пенопласта хорошо использовать для рыбалки, служить он может долгие годы. Пример:

  1. Размер плавсредсва 3760 – 1610 мм. Пластины берутся толщиной от 45 до 15 м. Высота поплавка составляет 210 мм, его ширина 420 мм. В носовой части ставится четыре перегородки и четыре шпангоута. Все переборки выпиливаются из фанеры толщиной 10—14 мм.
  2. Для крепежа берутся алюминиевые трубы, на внешней стороне делается резьба, тогда трубы можно надежно фиксировать.
  3. Для изготовления поплавков (26х26 мм) берется лист алюминия, толщиной 0,4 мм. Крышки делаются из дюраля (толщина 1,6 мм). Конструкция фиксируется в носовой части с использованием уголков.
  4. Палуба изготавливается из брусков. Все стыки и зазоры проклеиваются эпоксидной смолой.

Надувной

Надувной катамаран, который делается своими руками, имеет поплавки в форме барабана, поверхность двухслойная. Для увеличения живучести, поплавки нередко делают в два отсека. Надувная камера инсталлируется в поплавок через специальные проемы. Давление в баллонах для катамарана сделанного своими руками составляет порядка 0,12 атм.

Парусные

Катамаран парусный делается из алюминиевых труб, которые крепятся с использованием болтов и гаек. Чтобы сделать парусное судно такого типа, необходимо будет только произвести некоторые токарные работы.

Парус делается из дюралевых труб, которые вставляются друг в друга. При транспортировке плавсредства в длинные части мачты, инсталлируют элементы рангоута.

Для сплава

Построить катамаран для сплава своими руками для сплава несложно. Сплав по быстрой реке – это всегда приключение. С увеличением размера судно увеличивается его устойчивость. Если катамаран будет управляться с помощью весел, то его ширина не должна превышать 1,3 метра. Если гребцы будут находится на баллонах то ширину можно увеличить до двух метров.

Моторный

Для создания моторного судна может подойти движок для мопеда или мотоцикла.

Силовая установка размещается в центре рамы и надежно фиксируется с использованием болтов

Важно, чтобы двигатель весил немного и имел необходимую мощность

Морской

Морской водный катамаран делается своими руками по такому же принципу, что и для малых водоемов. У морского судна палуба должна быть более прочной. Для повышения прочности шпангоуты (рейки) следует фиксировать на расстоянии 32 см друг от друга. Плоскость самой палубы делается из двойного слоя фанеры. Гребные колеса изготавливаются из велосипедных колес. Лопасти делаются из резины (толщина до 8 мм). Каждое колесо имеет не меньше 6 лопастей. Руль изготавливается из алюминиевого листа, размер его 220х340 мм

Прогулочный

Размеры прогулочного изделия с педалями:

  1. 3960х1850 м.
  2. Высота поплавка 260 мм.
  3. Ширина 460 мм.
  4. Толщина пластин до 155 мм.

Чтобы изготовить такое судно, необходимо будет 2,1 м3 пенопласта, около 5 квадратных метров фанеры. Уголки делаются из алюминия или нержавеющей стали (3х3 см). Каркас обшивается алюминиевым листом 0,45 мм. Все крепления делаются на болтах.

В остальном изделие собирается по классическому образцу. Нередко дополнительно на прогулочных судах ставят бензиновую силовую установку. Прогулочный самодельный катамаран из пластиковых труб тоже делается довольно часто

Из фанеры

Катамаран из фанеры сделанный своими руками получается легким и прочным. Используются чаще всего бруски из хвойных пород деревьев размерами 27х45 мм и 63х110 мм. Поплавки облицовываются фанерой пропитанной водостойким праймером (толщина 7 мм). Понадобится не менее 4-х листов (1526х1526мм).

Другие виды

Туристическое судно: материал в основном используется пенопласт. Рама в таких конструкциях используется из труб. К ним крепятся резиновые баллоны с воздухом.

Из алюминия делается из материала АМг5, АМг6 и т.п. Для палубы применятся листы толщиной 5 мм. Сложность заключается в сварке алюминиевых листов, судно для этого необходимо специальное оборудование. Алюминий не ржавеет, прослужит долго.

Расчет размеров судна

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность. Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

Чем больше размер судна, тем больше его проходимость и устойчивость, но меньше маневренность. Это касается как его длины, так и ширины.

Ширина катамарана, в первую очередь, определяется его назначением и способом приведения в действие. Если вы изготавливаете катамаран для сплава по реке на веслах по принципу байдарки, его ширина не должна превышать 1,2 метра. В противном случае, захват воды веслами становится невозможным. Если планируется посадка гребцов на баллоны, ширина судна может быть увеличена до 2 метров.

Если же катамаран будет рыболовецким или прогулочным и его планируется оснащать парусом, мотором или лопастями с педалями, его ширина может быть увеличена еще.

Ширина катамарана должна быть минимум в полтора раза меньше его длины.

Порядок изготовления

Чтобы изготовить катамаран своими руками, нужно определиться с его назначением и, исходя из этого, рассчитать размеры. Мы рассмотрим два варианта судна: простейшее одноместное и туристический плот на основе катамарана.

Одноместный катамаран

Изготовление простейшего одноместного катамарана начинаем с изготовления поплавков. Берем две трубы одинакового диаметра и длины (исходя из расчетов, приведенных выше, нам понадобятся пластиковые трубы для наружной канализации диаметром 0,4 метра и длинной 2 метра). С одной стороны обоих труб крепим пластиковые заглушки. Это будет задняя часть катамарана.

Переднюю часть, для большей проходимости и маневренности нужно приподнять. Для этого используем два пластиковых колена с изгибом 120 градусов. Крепим их на второй конец труб и так же закрываем заглушками.

При сборке баллонов особое внимание обращайте на герметичность стыков. Малейшая разгерметизация может привести к потоплению судна на воде

Поплавки готовы. Можно приступать к сборке.

Для соединения поплавков в один «целый» катамаран можно использовать все, что угодно. Подойдут пластиковые трубы небольшого диаметра, деревянные бруски, металлические уголки и прочее.

  1. Из выбранного вами материала делаем поперечины шириной 1,2 метра.
  2. Устанавливаем баллоны строго параллельно друг другу так, чтобы загибы смотрели вверх и в одном направлении.
  3. Закрепляем поперечные планки поверх баллонов. Для крепления могут быть использованы как хомуты, так и саморезы, которыми поперечные планки можно прикрутить к поплавкам для большей прочности.
  4. На поперечные балки устанавливаем любое удобное сидение, берем в руки весла и гребем, куда хотим.

Туристический плот

Основные принципы изготовления этих двух плавсредств своими руками не имеют особых различий. Разница лишь в том, что прогулочный плот будет рассчитан явно не на одного человека. А еще лучше, если на нем поместится и груз в виде провизии, зонтика от солнца, одежды посуды и прочего.

  1. Изготавливаем поплавки указанным выше способом. Но брать следует трубу диаметром 500-600 мм и длиной 6 метров. Это позволит сделать устойчивое и проходимое судно, на котором можно подремать, не переживая за жизнь экипажа.
  2. Делаем прочную раму размером 6*2 метра. Поскольку рама не только должна удерживать баллоны в правильном положении, но и служить платформой для палубы, ее лучше изготовить из металлических уголков.
  3. На трубы, из которых изготовлены поплавки, затягиваются хомуты, к которым, в свою очередь, с помощью болтов крепится рама.
  4. На раме делают настил из досок.

Такая конструкция позволяет установить на катамаран любое движущее устройство, начиная от лопастей, приводимых в движение педалями, и заканчивая бензиновыми двигателями.

К тому же, такая платформа позволяет полноценно позагорать на солнышке, половит рыбку, в общем, весело и плодотворно отдохнуть в узком кругу лучших друзей.

Парусный катамаран имеет некоторые особенности

Перед тем, как самостоятельно изготовить катамаран и ходить с ним под парусом, вы должны понимать, что данное судно имеет наружную оболочку, которая обеспечивает прочность, в том числе внутренней камеры, отвечающей за герметичность конструкции. Наличие обводов снижают сопротивление воды при хождении под парусом. Сам же каркасный катамаран выполнен из дюралюминиевых трубок, держащихся на болтовых креплениях посредством фасонных гаек.
Описанная ниже конструкция катамарана имеет руль и предусматривает наличие паруса. Почти все комплектующие можно сделать самостоятельно, потребуется лишь незначительный объём токарных работ.
Перед началом постройки этого плавательного средства, у вас обязательно должна быть схема катамарана, придерживаясь которой получится качественная вещь.

Поплавки

Их в нашей модели будет два и каждый из них заполнен воздухом. В поперечном сечении эти элементы имеют форму круга. Поплавки практически не имеют цилиндрических участков, а отличаются они кормовыми и носовыми срезами.
Поплавок включает в себя внутреннюю камеру и наружную оболочку, которая на 15% меньше величины камеры. Это нужно для того, чтобы камера всегда находилась в напряженном состоянии и обеспечивалась её безопасность. Изготовление камеры самостоятельно является одной из ключевых операций, поэтому она занимает много времени. Если данный элемент сделать из синтетических материалов, то он прослужит довольно долго, а если из резины, то его долговечность будет несколько ниже, но и цена более доступной.

Раскрой

При невозможности выкроить камеру из цельного куска материала, полотнище нужно клеить из кусков, а делать это нужно обязательно внахлёст. Шов должен иметь ширину как минимум 3 см, а на его месте следует дополнительно проклеивать полоски из ткани. Задняя часть камеры, которая напоминает форму рукава, в процессе сборки скручивается и перевязывается посредством резинового жгута.
Самостоятельно сделанная конструкция рукава обеспечивает возможность осуществления её сушки и ремонта. Кроме того, перед носовыми гребцами в камеру следует вклеить особый клапан, используемый для лодки. Его можно использовать, даже чтобы подкачивать на ходу это водное транспортное средство. Поэтому ваш круизный катамаран всегда будет на плаву, прогулка на нём доставит огромное удовольствие.
Чтобы своими руками сделать днище катамарана, его тоже следует выкроить из цельного полотнища или его отдельных кусков, после чего скрепить их между собой. Затем, необходимо сшить нижнюю и верхнюю оболочную часть от конечностей к середине. Перекройку деталей нужно осуществлять с максимальной точностью – это нужно делать, чтобы обеспечить правильность формы избегания складок на поплавке.

Мост

Обычно он алюминиевый, изготовляется из трубок разных размеров и диаметра, вместе с креплениями, в качестве которых используются болты и шпильки. Стрингеры выполнены из двух элементов, соединённых с помощью втулки, которая прикрепляемая клеем к задней части катамарана и фиксируется шпилькой. Закрепление концов стрингеров осуществляется с помощью заглушки, которая может быть выполнена из любых материалов и надёжно закреплена фасонными гайками.

Палуба

Этот элемент катамарана имеет прямоугольную форму, а изготовляется он из полотнища плотных разновидностей капрона. Величина данного элемента зависит от того, какой у нас собран каркас.
При изготовлении палубы своими руками, по её периметру, края полотнища следует подвернуть на 30 мм, после чего прошить их. Теперь устанавливаем люверсы, используемые для крепления моста к палубе. Шнуровку следует делать от середины поплавка к его конечной точке.

Паруса и мачта

Парус для катамарана своими руками лучше всего делать из трех дюралевых трубок, каждая из которых вставляется друг в друга. Но еще можно построить и деревянные стержни, имеющие соединительные планки. При переноске плавстредства, в длинные части мачты вставляют элементы рангоута – гафель и составной, которые изготовляются из дюралевых лыжных палок или трубок необходимого диаметра.
Нижняя часть мачты прикрепляется к середине второй балки с четырьмя вантами и натяжными устройствами от верхней оконечности мачты к концам поперечных балок.
Если нужно, то парус для катамарана можно самостоятельно увеличивать в размерах или уменьшать, в зависимости от своего опыта управления такими плавстредствами.

Четвертый вариант

ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.

Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.

Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтам:

  • для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
  • катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
  • благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
  • возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
  • на катамаран можно установить двигатель любого типа.

Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.

Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра

Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.

  1. Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
  2. Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
  3. Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
  4. Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
  5. Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.

Размеры судна рассчитываются для каждого индивидуального случая

Диаметр поплавков, а так же ширина и длинна судна зависят, в первую очередь от того, где и как оно будет эксплуатироваться. Чем больше предполагается экипаж и чем больше будут перевозиться грузы, тем больше должны быть размеры плавсредства и диаметр поплавков.

Увеличить грузоподъемность судна можно за счет увеличения сечения баллонов или их длинны. Решающим фактором в данной ситуации является объем воздуха внутри баллонов.

Оптимальные параметры расчета поплавков, исходя из экипажа и грузоподъемности следующие:

  • одноместный катамаран должен иметь длину 2-3 метра при поперечном сечении баллона 0,3-0,4 метра;
  • для изготовления двухместного судна используют баллоны длиной 3,5-4 метра при диаметре 0,45-0,5 метра;
  • трех и четырехместные плавсредства имеют длину до 6 метров при диаметре поплавка 0,5-0,6 метра.

Катамаран длиной более 6 метров делать не рекомендуется, поскольку он потеряет практически полностью свою маневренность.

Хотя, если плавать вы собираетесь в основном по прямой, ограничений на размер такого «кораблика» нет.

  • http://www.svoimi-rukami.com.ua/index.files/picture%20KiY/10
  • http://www.sevprostor.ru/podgotovka-k-puteshestviyu/equipment/305-katamaran
  • http://www.freeseller.ru/2806-katamaran-iz-penoplasta-svoimi-rukami
  • http://trubypro.ru/poleznye-materialy/izdeliya/katamaran-iz-plastykovyh-trub

Теоретический чертеж катамарана: проекция полуширота, бок и корпус

Таблица плазовых ординат

Линия № шпангоутов
1 2 3 4 5 Тр.
  Высоты от ОЛ, мм
Киль 50 22 18 15
Скула — Ск 208 96 61 78 68 60
Тоннель — Т 330 200 140 110 100 100
Слом борта — Сл 322 277 240 220 205 200
Борт — ЛБ 415 425 430 418 395 372
Фальшборт — Фб 451 485 501 500 490 475
Палуба — П 470 535 560 530
  Полушироты от плоскости внутреннего борта, мм
Скула — Ск 242 285 300 300 300 300
Слом — Сл 269 320 340 340 340 340
Борт — ЛБ 285 340 360 360 360 360
Фальшборт — Фб 265 319 345 345 342 340
  Ширина рабочих граней, мм
Редан — Р 15 25 30
Брызгоотбойник — Бр 24 28 30 30 30 30
Слом Сл — А 12 19 24 24 24 24

Для облегчения выхода на режим глиссирования и регулирования угла атаки кормового участка днища в зависимости от нагрузки настоятельно рекомендуется изготовить простейшие регулируемые транцевые плиты (см. «300 советов по катерам, лодкам и моторам», «Судостроение», Л-д, 1974 г.). Ширину плит можно сделать равной 275 мм — как раз по ширине днища спонсона у транцевого обреза; длина достаточна 180—200 мм.

Скуловой брызгоотбойник и короткий продольный редан эффективно отсекают брызговую пелену от корпуса, уменьшая смоченную поверхность.

Продольный уступ на борту не является абсолютно необходимым элементом обводов, хотя и оказывается полезен при выходе катамарана на глиссирование или при плавании на волне. В большей степени этот слом нужен как декоративная деталь, которая скрадывает зрительное восприятие катамарана как ящика. Для упрощения работы лодку можно построить и с гладкими бортами.

Вертикальный клиренс (расстояние от основной плоскости до мостика) в средней части корпуса составляет всего 120 мм, что ограничивает высоту волны, на которой возможна комфортабельная — с незначительными ударными перегрузками — эксплуатация лодки. Впрочем, на волну больше 0,5 м на судне подобных размерений вообще лучше не выходить.

Конструкция корпуса рассчитана на постройку его с фанерной обшивкой по набору из сосновых реек, но можно применить технологию обшивки листами заранее выклеенного стеклопластика (см. здесь) или покупного стеклотекстолита. Учитывая малое сечение деталей набора, материал для него желательно подбирать мелкослойный и без сучков. Применение во всех соединениях водостойкого клея обязательно.

Общая последовательность постройки катамарана практически не отличается от принятой при постройке обычных мотолодок. Руководствоваться можно известной книгой «15 проектов судов для любительской постройки» (Л-д, «Судостроение», 1985 г.).

Что такое бимс?

В интернете можно прочитать, что тот или иной катамаран имеет два или три бимса. Что это такое? Бимсами называют жесткие перекладины соединяющие между собой баллоны катамарана.

Обратите внимание!

  • Клей для лодки — инструкция как правильно надежно и быстро заклеить ПВХ лодку (85 фото)

  • Лодочный мотор своими руками — советы начинающим, проекты, чертежи и пошаговое описание постройки основных узлов и элементов (видео + 120 фото)

  • Рулевая консоль для лодки — обзор лучших моделей и советы по установке для разных видов лодок (100 фото и видео)

Если катамаран небольшого размера и рассчитан на одного или двух рыбаков, то двух бимсов будет вполне достаточно, так как длина баллонов не большая.

Для посадки большего числа рыбаков применяются баллоны большей длины и соответственно необходимо устанавливать трех бимсовую систему.

Виды катамаранов

Виды катамаранов различаются по техническому решению частей судна:

  • устройства палуб;
  • установки поперечных балок для жесткости перекрытия (бимсов);
  • опор разной высоты.

С гибким и жестким рундуком

Описание катамаранов содержит информацию о материалах для устройства палубы. Рундук катамарана может быть гибким и жестким. Модели с гибким рундуком легче укладывать при сборке и транспортировке, а жесткие конструкции надежнее и удобнее в использовании, но занимают много места при перевозке.

Натяжная палуба изготавливается из ткани ПВХ, обшитой по периметру стропами с петлями для крепления на раме. Гик этих катамаранов средней толщины, клапан для воздуха — возле стрингера, крепежи крестообразного типа. В гибких видах используется материал из поливинилхлорида (ПВХ) с высокой плотностью — 800 г/кв.м. На этих моделях можно устанавливать крупные баллоны.

Модели на два и три бимса

Катамаранные модели для рыбной ловли имеют два или три бимса, служащих для укрепления конструкции. Чем выше защищенность рамы, тем больше пассажировместимость и другие технические характеристики.

Модели на два бимса — для двух пассажиров. Опоры установлены на небольшой высоте. Грузоподъемность — до 300 кг, длина судна — до 3,4 м, диаметр стрингера — 1,3 мм, на баллонах — резиновые латки, крепление — в виде крестовин. Могут оснащаться гибкими рундуками. Эти конструкции пользуются у рыбаков спросом.

Катамараны на три бимса — четырехместные. Грузоподъемность — до 500 кг, воздушные клапаны — возле стрингера. Рундуки — жесткие, иногда гик резиновый. Популярны варианты судна с двумя опорами. Эти плавательные средства изготовлены из материалов с высокой плотностью.

С низкой и высокой опорой

Опоры разной высоты влияют на установку моторов разной мощности. Небольшие модели имеют низкие технические параметры, судна больших габаритов с мощными моторами — более высокие качественные характеристики.

Модели с низкими опорами предназначены для установки маломощных моторов. Их грузоподъемность — 300 кг, воздушные баллоны имеют небольшой диаметр. Возможно применение резиновых гиков и баллеров. Стрингеры крепятся на ПВХ-накладках.

Для использования мощных моторов выпускаются катамараны с высокими опорами. В этих моделях предусмотрен жесткий каркас из алюминия, баллоны большого диаметра (плотность — 800 г/кв.м), стрингеры толщиной 1,4 мм. Опоры дополнительно фиксируются растяжками. Длина такого катамарана достигает 4 метров.