Узел из лески который не развяжется: проверенная тактика

Оглавление

Узлы для привязывания лески к катушке

Узел Arbor knot

Узел Arbor knot — самый простой и надежный узел для привязывания лески к шпуле катушки. Узел имеет древнюю историю, в старые времена он использовался для привязывания тетивы к луку. По своему устройству узел Arbor knot является самозатягивающимся.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью узла Arbor knot, выполните следующие действия:

  • Оберните леску вокруг шпули катушки, оставив небольшой конец, достаточный для удобного завязывания узла
  • Оберните свободным концом лески основную леску и завяжите на ней узел, так чтобы он скользил по основной леске
  • Завяжите на свободном конце лески узел, который будет выполнять функцию стопорного узла и не позволит развязаться первому узлу
  • Узел смачиваем, аккуратно затягиваем, обрезаем лишний конец лески, чтобы он не мешал при намотке лески на шпулю

Прикрепление лески к шпуле катушки с помощью петли

Простой и надежный способ привязать леску к катушке — использовать самозятягивающуюся петлю. При таком способе привязывания леки к катушке, узел под нагрузкой затягивается еще крепче, не проворачивается и его легко можно снять со шпули в случае необходимости.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью самозятягивающейся петли, выполните следующие действия:

  • Делаем на конце лески небольшую петельку, используя для этого узел восьмерку, затянуть узел покрепче, чтобы узел был неподвижен
  • Продеваем основную леску в полученную петельку, чтобы образовалась большая самозатягивающаяся петля
  • Надеваем большую самозатягивающуюся петлю на шпулю катушки
  • Вращая ручку катушки, наматываем леску на шпулю

Если при вращении ручки катушки петля проворачивается на шпуле, снимите ее и наденьте другой стороной.

Привязывание лески к катушке с помощью длинной петли, во многом похоже на предыдущий способ с самозатягивающейся петлей и является его усовершенствованным вариантом.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью длиной петли, выполните следующие действия:

  • Сделайте на конце лески петлю длиной около 15 см, используя для этого узел восьмерку, узел должен быть неподвижен
  • Проденьте основную леску в полученную длинную петлю, чтобы образовалась большая самозатягивающаяся петля
  • Наденьте большую самозатягивающуюся петлю на шпулю катушки
  • Накиньте еще один виток петли на шпулю и затяните петлю
  • Вращая ручку катушки, намотайте леску на шпулю

У этого метода привязывания лески к шпули катушки те же достоинства, что и у предыдущего варианта: под нагрузкой затягивается еще крепче, не проворачивается и его легко можно снять со шпули в случае необходимости.

Узел Spool Knot

Узел Spool Knot используется для привязывания лески к шпуле катушки, чем то немного напоминает узел Клинч.

Для того чтобы привязать леску к шпуле катушки с помощью узла Spool Knot, выполните следующие действия:

  • Оборачиваем конец лески вокруг шпули
  • На некотором расстоянии от шпули огибаем концом лески основную леску, идущую к шпуле
  • Делаем 4-5 оборотов концом лески вокруг лески, идущей от шпули
  • Пропускаем конец лески через получившуюся петельку
  • Смачиваем леску, затягиваем узел
  • Обрезаем лишний конец лески, вращая ручку катушки, наматываем леску на шпулю

Узел является самозатягивающимся, чем больше нагрузка на леску, тем сильнее он затягивается на шпуле.

8 основных способов вязки морских узлов

Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.

Как завязать морской узел Булинь

Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Схема вязки морского узла для начинающих:

  • Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  • Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  • Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  • Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Как вязать морской узел:

  • Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  • Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  • Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Классическая методика:

  • Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  • Второй конец образует открытую петлю.
  • В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  • Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.

С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги.

Схема воровского морского узла

Порядок действий:

  • Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  • Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  • Затягивают оба двойных конца.

Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Для выполнения тещиного узла следует:

  • Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  • Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Схема вязки:

  • Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  • Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  • Затянуть.

Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Вяжем прямой узел

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Вязка узла

Способы вязки данного узла относятся к самым простым и быстрым. Всё, что нужно для его создания, это верёвка с ходовым концом и опора. Рыбаки для такой цели используют шпулю.

Конец веревки обматывается вокруг опоры, сформировав, таким образом, открытую петлю. На конце веревки или лески нужно сформировать петельку. Предварительно сделайте вокруг неё обмотку за ходовым концом и заведите закрытую петлю. Ходовым концом петли нужно произвести несколько оборотов и вывести через основную петлю. Потяните за него, узел затянется и при нагрузке проявит всю свою мощь.

Для улучшения прочности самого узла при вязке используется самозатягивающийся узел с полуштыками. Выполняется он не сложнее стандартного. После выполнения основной техники вязки формируется два полуштыка со стороны утяжеления. Максимального эффекта этот вид достигает при выполнении определенных условий:

  • если формируется не по центру;
  • если ходовой конец должен быть направлен в сторону предполагаемого груза.

Самые популярные приемы вязания

Начинающему с нуля вязать морские узлы схема вязки покажется запутанной. Но научиться по инструкциям, картинкам или онлайн-урокам несложно. Освоив основные элементы, можно легко перейти к двойным многокомпонентным плетениям. Удобнее учиться вязать узлы на веревке или толстом шнуре.

Прямой

Используется для вязания оборванной лески или двух канатов с разным диаметром. Его также называют рифовым, так как ранее применяли для рифления (сворачивания) парусов. Согласно морским книгам, способ появился в 1795 году.

Потребуется два каната, желательно разного цвета ‒ темный и светлый. Чтобы завязать этот морской узел, схема такова:

  1. Наложить темный канат на светлый, образовав крест.
  2. Ходовой конец темного каната оплести вокруг светлого.
  3. Поднять оба конца двух канатов вверх и накинуть темный на светлый. Оплести вокруг.
  4. Оба ходовых конца должны выходить сверху. Это основное отличие прямой вязки от похожих и основанных на ней вариантов.
  5. Затянуть.

Булинь

Булинь умеет вязать каждый моряк, так как он универсальный и содержит элементы нескольких плетений. Это незатягивающаяся петля, которую делали на конце веревки. Она часто спасала жизнь человека, упавшего за борт.

Техника очень старая, большинство морских так или иначе представляют ее разновидности. Булинь научились делать еще древние египтяне, но по-прежнему используют туристы и моряки, именуя «королем». Булинь также называют беседочным. Ранее он использовался для привязывания беседки ‒ деревянной доски на канатах, с помощью которой людей поднимали на мачты или спускали за борт.

Рыбакам, которые хотят с булиня научиться вязать морские узлы, схема вязки для начинающих понравится. Порядок прост:

  1. Взять веревку. Прочность плетения не зависит от ее материала или диаметра.
  2. Сформировать петлю ближе к концевому отрезку.
  3. Взять ходовой конец, пропустить его через петлю, делая это снизу вверх.
  4. Ходовым концом веревки сделать круг через коренной.
  5. Продеть его в петлю уже сверху вниз.
  6. Затянуть за коренной конец.

Восьмерка

Еще один вид с незатягивающейся петлей, который часто применяют рыбаки, альпинисты. Им связывают отдельные концы лески или троса, закрепляют крючок, обеспечивают страховку при скоростном спуске. На восьмерке основано еще одно известное плетение ‒ фламандская петля.

Как сделать морской узел-восьмерку пошагово:

  1. Сформировать петлю ходовым концом, расположив его под веревкой.
  2. Затем сформировать фигуру, напоминающую цифру 8, проведя ходовой конец над веревкой. Пропустить его через петлю сверху вниз.
  3. Завязать, потянув концы веревки в разные стороны.

Петля восьмерки при нагрузке не сместится и останется такой же, как в момент завязывания. Поэтому она легко распустится, даже если веревка долго была в использовании.

Минусами восьмерки называют сложность вязания, необходимость в усилении при тонкой леске.

Простой полуштык

Полуштык появился в Европе более 100 лет назад. Его часто используют как завершающий элемент для страховки основного. Завязывается вокруг опоры, выдерживает большие нагрузки. Английский вариант названия ‒ half hitch.

Простой полуштык редко применяют в чистом виде, так как ходовой конец требует дополнительной фиксации. Иначе он развязывается самопроизвольно. Обычно полуштык прихватывают с помощью тонкого шнура.

Чтобы правильно завязать морской узел, нужно:

  1. Перекинуть веревку через опору.
  2. Ходовой конец провести над коренным, продеть его в получившуюся петлю.
  3. Прикрепить ходовой конец к коренному шнуром.

Якорный

Старинный корабельный узел, поэтапное описание которого появилось в литературе 1794 года. Среди русских мореплавателей известен как рыбацкий штык, или английский. По конструкции напоминает полуштык, так как завязывается на опоре. По технике это вариант двойного простого.

Издавна используется в сфере судоходства из-за прочности, нужен для скрепления канатов, подвергающихся сильному натяжению. Так крепили якорь, швартовочный трос, сейчас используют для связывания рыболовных снастей.

Чтобы вязать якорные морские узлы, используйте схему:

  1. Взять веревку, перекинуть ее через опору.
  2. Обернуть дважды.
  3. Перекинуть ходовой конец через коренной, сделав обнос.
  4. Ходовой конец закрепить с помощью дополнительного шнура.

Якорный легко развязывается, очень надежен, особенно при закреплении мокрых или обледеневших тросов. В рыболовстве применяется при фиксации крючка.

Блиц-советы

Чтобы получить максимальный улов, важно учитывать несколько советов:

Самым популярным методом для привязки поводка к основной леске – «петля в петлю».
Вертлюги с карабинами являются самым оптимальным вариантом, для недопущения спутывания лески с поводком.
Вертлюжок с карабином лучше всего вязать «неподвижным» узлом.
Основная леска может выдержать 3 поводка.
Для трех поводков оптимальным считается «змеиный» узел.
«Змеиный» узел должен оставлять длинные концы лесок и поводков для дальнейшего крепления дополнительных поводков.
Важно учитывать прочность узла.
Любой узел можно завязать самостоятельно. Важна практика.
Правильный узел – очень важен во время улова.. Учитывая прочность узла и в целом всю оснастку, можно с легкостью выудить даже самую крупную рыбу

Каждый узел способен поддаться даже неопытному рыболову. Очень важно быть усидчивым и внимательным, тогда терпение окупится сполна

Учитывая прочность узла и в целом всю оснастку, можно с легкостью выудить даже самую крупную рыбу. Каждый узел способен поддаться даже неопытному рыболову

Очень важно быть усидчивым и внимательным, тогда терпение окупится сполна

klevyj.com

Мачтовый штык

Мачтовый штык представляет собой два узла «стремя»: один вяжется на опоре, второй — на коренном конце веревки. Собственно, как и было замечено ранее, стремя на коренном конце веревки вяжется двумя полуштыками и в простом штыке, и в некоторых других его вариантах.

Преимущество мачтового штыка перед простым опять же заключается в дополнительных шлагах (оборотах) веревки вокруг опоры, благодаря чему веревка медленнее перетирается. Кроме того, благодаря наброшенному на опору стремени, воздействие на полуштыки, завязанные на коренном конце веревки, будет меньше, чем в других рассмотренных ранее вариантах узла.

Если на конце связать контрольный узел, то мачтовый штык затянется и крепко обожмет опору, исключая скольжение веревки в любом из направлений. Но в этом случае развязать узел будет сложнее.

Если же ходовой конец веревки после формирования мачтового штыка привязать к коренному, то узел не затянется даже при очень больших нагрузках на веревку, и после ослабления веревки сможет быть легко развязан.

Мачтовый штык — это некое сочетания двойного штыка и стремени.

Существуют и другие узлы, в названии которых присутствует слово «штык», но которые сами по себе не являются «родственниками» простому штыку. К таким узлам относятся, например, задвижной штык и плоский штык. В рамках сегодняшней темы рассматривать их не будем.

Как видим, известно множество штыков, у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Однако нет смысла запоминать все варианты: для туриста или человека, увлекающегося вопросами выживания в дикой природной среде, будет достаточно запомнить два-три узла из этой категории.

Лично я рекомендовал бы к запоминанию всего один вариант — штык с обносом. На основе этого узла при необходимости легко связать простой штык, а сам узор крепежа на опоре представляет собой основу для узла УИАА и узла Прусика, которые используются для спуска и подъема по веревке. Если знать и уметь вязать штык с обносом, будет проще запомнить и эти узлы.

Узлы для связывания лент и веревок

Используются для связывания лент и веревок, как одинакового диаметра, так и разного.

В первом случае чаще всего применяют:

  • прямой (морской);
  • грейпвайн;
  • шкотовый;
  • ткацкий.

Во втором:

  • встречный;
  • брамшкотовый;
  • академический.

Прямой узел

Прямой узел очень прост в исполнении: оба конца веревки располагаются параллельно с одной стороны.

Его основной недостаток – самопроизвольное «сползание», т.е. склонность к самостоятельному развязыванию.

В связи с этим для дополнительной прочности его концы укрепляются контрольными страховочными узелками («контрольками»), хотя в быту чаще всего в этом необходимости нет. Эти «контрольки» при чрезвычайных нагрузках на веревку будут препятствовать ее проскальзыванию и развязыванию основного узла.

Пошаговая инструкция как завязать прямой узел

Грейпвайн

Узел грейпвайн считается надежным и красивым. Используют его не только для связывания лент и веревок, но и вязания петель для закладок и петель-оттяжек.

Он чрезвычайно практичен при завязывании петли для самостраховки.

Преимущество этого узла в возможности регулирования длины петли.

Под воздействием нагрузки он способен сильно затягиваться.

Этот узел применяют даже для связывания лески.

Пошаговая инструкция вязания узла грейпвайн

Встречный узел

Встречный узел идеален, если необходимо связать совершенно разные материалы, например, ленту с веревкой, веревку с репшнуром и т.д.

Он не только хорошо держит и не ползет, но и с легкостью развязывается после снятия нагрузки. При этом под нагрузкой отлично затягивается.

Встречный узел имеет второе название – петельный. В практике альпинизма довольно часто применяются петли из тесьмы разной ширины. Для их завязывания применяют только встречный узел. Вот отсюда и второе название.

Пошаговая инструкция вязания встречного узла

Шкотовый узел

Шкотовый узел ползет только при переменных нагрузках, но в тоже время не затягивается.

Этот узел относится к категории надежных и вяжущихся легко.

Завязывание «контролек» необходимо в обязательном порядке.

Пошаговая инструкция вязания шкотового узла

Ткацкий узел

Ткацкий узел очень прост в исполнении, но способен сильно затягиваться при больших нагрузках и ползти при переменных.

Часто используется при проведении спасательных работ в горах во время оказании помощи пострадавшим.

Пошаговая инструкция вязания ткацкого узла

Брамшкотовый узел

Брамшкотовый узел бывает одинарный и двойной.

Великолепно связывает веревки разного диаметра. При выполнении нужно следить за параллельным расположением прядей и правильностью рисунка узла.

Рекомендуется завязывать «контрольки».

Академический узел — это родственник прямого узла.

Идеален для связывания веревок разного диаметра.

Толстой веревкой делается петля, а тонкой – обкручивается. Обязательно для надежности завязать контрольные узелки.

Где применяется

Во всех сферах жизнедеятельности он найдет свое место. Его часто используют в альпинизме, на складах (их применяют для подвешивания тяжёлых предметов). Рыбаки используют во время вязки снастей для рыбалки с берега.

Популярностью пользуются узлы амортизирующие. Они формируются на дополнительной верёвке, которая используется для объединения запасного крепления в случае разрушения основного. Также существуют самозатягивающиеся узлы для транспортировки грузов или для различных спасательных работ. К таким относятся тормозящий узел, «ремни» и mariner.

Существует два вида креплений — простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Использование узлового соединения

Самозатягивающийся узел для веревки нашел наибольшее применение на флоте. Они наиболее простые и надежные, научиться их вязать не составляет особого труда. Кроме того, такие петли активно применяются в альпинизме и морском деле, однако, их применение вполне возможно и в домашнем быту.

Основное использование таких затягивающихся узлов помогает в следующих случаях:

  • Для того чтобы повесить гамак или прикрепить навесные конструкции;
  • Закрепить веревку для сушки белья или разнообразных трав;
  • С его помощью можно привязать животное на улице или выгуливать различных коз или коров;
  • На рыбалке помогает привязать лодку и леску к удочке;
  • Также часто применяется при изготовлении различной бижутерии по типу браслетов или иных изделий.

Что такое узлы

Узлы существуют с давних пор, еще наши далекие предки использовали их для создания первых инструментов, одежды, добывания пищи: охоты и рыбалки. По сути, узел – это определенный способ плетения веревок, лески, лент, нитей и прочего, способ соединять их между собой или привязывать к чему-либо путем создания петли.

То есть узлы имеют очень давнюю и довольно богатую историю и применения, и развития. Ведь в каждом деле, ремесле, направлении, где они использовались, придумывали свои виды, наиболее удобные, крепкие или красивые, в зависимости от приоритетов. Такое соединение может быть сплетено из разного количества веревок, их разной длины, диаметра. Различаются они по сферам применения.

За что вешали людей

Пора бы рассказать, за что вешали людей. Сталинский вариант («за шею») не предлагать. Если говорить коротко – за что угодно. В 1535 году можно было отправиться на виселицу за то, что не побрился. Простолюдинов и вовсе вешали чуть что – за кражи репы на базаре и за другие мелкие провинности.

В дореволюционной Франции существовало 215 поводов оказаться на виселице. В 1823 году в Англии был принят так называемый «Кровавый кодекс», которым повешение было предусмотрено за 350 преступлений. Документ был настолько жесток, что уже в 1837 году его немного «успокоили» – оставили «всего» 220 статей, по которым отправляли на виселицу.

Либерализация продолжилась. В 1839 году оставили пятнадцать статей, в 1861 их число сократили до четырёх (примерно тогда же в Лондоне открыли метро).

Порогом для принятия решения о повешении в Англии были двенадцать пенсов ущерба. Трудно поверить, что до сих пор остались страны со столь же жестокими уголовными кодексами. Так, в Малайзии могут запросто повесить за двести граммов конопли или 15 граммов героина.

Что такое узлы

Узлы существуют с давних пор, еще наши далекие предки использовали их для создания первых инструментов, одежды, добывания пищи: охоты и рыбалки. По сути, узел – это определенный способ плетения веревок, лески, лент, нитей и прочего, способ соединять их между собой или привязывать к чему-либо путем создания петли.

То есть узлы имеют очень давнюю и довольно богатую историю и применения, и развития. Ведь в каждом деле, ремесле, направлении, где они использовались, придумывали свои виды, наиболее удобные, крепкие или красивые, в зависимости от приоритетов. Такое соединение может быть сплетено из разного количества веревок, их разной длины, диаметра. Различаются они по сферам применения.

Нестандартное использование прусика

Также узел Прусика может использоваться для других целей, не связанных с альпинизмом и спасательными работами.

Например, прусиком можно зажимать края ткани, которая подвешивается между деревьями для сооружения гамака. Такой гамак удобно использовать на болотистой местности, чтобы избежать контакта с водой, или в джунглях, чтобы не контактировать с ползающей по земле живностью.

Привязав к небольшой веревочной петле кусок тента или полиэтилена можно сделать регулируемый навес, например, над упомянутым гамаком. Для этого между деревьями, между которыми натянут гамак, натягивается еще одна веревка, но чуть выше. На эту веревку с помощью прусиков цепляются привязанные к тенту петли. Таким образом можно смещать тент по верхней веревке, фиксировать в нужном месте и натягивать его, не боясь, что он сползет или скомкается под воздействием ветра.

Еще один интересный вариант, который мне удалось испытать в полевых условиях, — это использование узла Прусика вместо гаечного ключа при необходимости открутить круглую в сечении деталь. У знакомого поломалась газовая горелка, инструментов не было и именно благодаря этому узлу удалось раскрутить поломанную горелку и разобраться, в чем была неисправность.

Для этого способа тонкий шнур наматывается на деталь так, как если бы это была основная веревка, и необходимо было бы на ней завязать прусик. Свободные концы шнура завязываются, образовывая второй конец петли, в который вставляется рычаг, например, гвоздь или кусок прочной палки. Давление на рычаг затягивает прусик, плотно обжимая деталь и увеличивая сцепление между веревкой и поверхностью детали. Усиление давления приводит к раскручиванию детали.

Какие существуют

Узлы могут быть морскими, туристическими, альпинистскими, охотничьими или рыболовными – это различие по сфере их применения. Например, только морских узлов насчитывается около семисот!

К каждому из видов применяются определенные требования. Например, туристические, помимо того, что должны быть крепкими и простыми: обязаны просто запоминаться, легко завязываться, не ползти под нагрузкой, не затягиваться намертво, если этого не нужно.

Конечно, знать, как завязать узлы на веревке всех видов вряд ли возможно, да и не нужно. Это не доступно ни оному человеку на планете. Достаточно просто понимать, как завязать узлы на веревке крепко и так, чтобы они выглядели при этом презентабельно.

Само собой, сразу хорошее, крепкое соединение или нужная петля не получатся. Нужно учиться тому, как завязать крепкий узел на веревке, практикуясь, а не только в теории. Хотя теоретическую базу знать также необходимо. Например, как завязать узел на конце веревки: свободные края сложить в петлю, оставив хвостик той длины, какой величины нужен узел, продеть в нее, затянуть. Узел на конце веревки готов!

Узел самозатягивающийся – что это

Большинство видов узлов и способов их вязки пришли в современный мир из флота, хотя в этой сфере он применяется нечасто из-за своей ненадежности. Дело в том, что самозатягивающийся узел крепко держится лишь при постоянной нагрузке, в момент ослабления он вполне способен развязаться. Несмотря на это, имеются сферы для его применения.

Это самый простой оригинальный узел и в целом представляет собой одну из простейших видов удавки. Этот узел надёжно выдерживает большой вес и тягу, пропорциональную прочности троса или другого материала, из которого изготовлен. Но нужно быть аккуратным при его использовании, следя за тем, чтобы нагрузка на узел не ослабевала.

Для лучшей надёжности существует несколько вариаций этого узла.

Узлы из веревок разной толщины

Часто возникают ситуации, когда требуется сцепить тросы различного диаметра. Тогда рекомендуется применить следующие типы связок.

Шкотовый

Для соединения каната с кольцом используют шкотовый узел. Применять его можно лишь тогда, когда трос находится под натяжением.

Как завязать:

  1. На веревке (более толстой) завязать закрытую петлю.
  2. Завести в нее второй шнур, потом вывести, обхватывая петлицу у основания.
  3. Тонкую веревку протянуть под петлю, закрепить.

Схема вязания

Готовый узел

Брамшкотовый

Двойной шкотовый востребован при буксире, если требуется соединиться с жестким тросом. Он выдерживает внезапные рывки, резкую смену направления.

Техника выполнения:

  • сделать закрытую петлю (из толстого каната);
  • протянуть в нее конец второй веревки (с меньшим диаметром), завести вокруг петлицы толстой;
  • сделать полный круг и протянуть свободное окончание тонкого шнура под себя;
  • выполнить следующий оборот вокруг петли, заново вывести;
  • завязать контрольные узелки.

Брамшкотовый узел отлично удерживает канаты разного диаметра, однотипные искусственные тросы.

Брамшкотовый узел

Академический

Если требуется связать канат с веревкой, целесообразно применить академический узел. Его же часто используют для обвязывания габаритных грузов.

Техника выполнения:

  1. Концы двух веревок скрестить, обвить один раз, протянуть.
  2. Повторить переплетение, но шнуры закрутить в иную сторону.
  3. Равномерно затянуть окончания.

Полученное узловое соединение не скользит, просто развязывается, по внешнему виду напоминает косичку. Как правило, им соединяют разные тросы (натуральные, синтетические).

Академический узел

Скорняжный

Многочисленные тестирования показали: скорняжный узел надежный, не поддается скольжению. После большой нагрузки его трудно развязать.

Как завязать:

  1. На двух веревках сформировать и перехлестнуть открытые петли.
  2. Положить конец каждого шнура поверх петлицы, подвести его под веревки, вытянуть из середины.
  3. При затягивании окончания переворачиваются и поворачиваются относительно один другого.

Чтоб снизить вероятность чрезмерного стягивания, за концами важно пристально наблюдать: они обязательно должны перевернуться. Скорняжный узел (2 способа вязания)

Скорняжный узел (2 способа вязания)

Докерский

Морякам часто требуется к толстому канату присоединять тонкий трос: например, при швартовке небольшого судна к причалу. В таковых случаях подходит докерский узел.

Как завязать:

  1. Толстый трос сложить вдвое.
  2. В полученную петлю снизу протянуть тонкий канат, обвить основание, аккуратно пропустить под себя.
  3. Вытянуть поверх толстого троса, пропустить под 3-мя канатами, ввести в петлицу, зафиксировать.

Докерский узел

Как привязать поводок — леску к основной плетенке

Выбор наилучшего узла для плетёнки зависит от её разновидности. Шнур может быть изготовлен двумя способами:

  1. Несколько волокон переплетены между собой.
  2. Волокна, из которых состоит плетёнка, склеены между собой.

Способ, которым изготовлен конкретный шнур, можно определить визуально. В зависимости от него следует подбирать наилучший для него узел. Если структура лески сплетена, то такие шнуры отличаются высокой стойкостью к деформации. Для них не подойдут такие узлы, где затяжка является слишком тугой.

Шнуры, созданные с помощью склеивания, должны использоваться в тех узлах, где количество затягиваний является небольшим. Часто рыбаки применяют узел «Петля в петлю». Его изготавливают таким способом:

  1. Леску складывают вдвое на нужную длину.
  2. Им обматывают леску 2-3 раза.
  3. Сдвоенную нить вставляют в образованную петельку.
  4. Теперь узел нужно хорошо затянуть. Теперь сдвоенный кончик образует незатягивающуюся петлю.
  5. Такую петлю делают ещё раз на поводке.
  6. Чтобы их связать, петельку на основной леске просовывают в поводочную петлю. После этого поводок с другого конца продевают в петлю, сделанную на основной леске. Затем получившийся узел затягивают.


Петля в петлю Получившееся соединение известно своей надёжностью и часто применяется для привязывания монофильного поводка к основному шнуру. Оно обладает высокой прочностью.

Если основа снасти состоит из плетёнки, поводок привязывают при помощи узла Дабл Юни:

  1. Две нити кладут параллельно друг другу на нужную длину.
  2. Сложив кончик одной вдвое, его проносят над обоими нитями.
  3. Этим кончиком обматывают трижды обе нити так, чтобы он проходил внутри сделанной петли.
  4. Узел требуется затянуть.
  5. Такие же операции выполняют для кончика другой нити.
  6. После того, как будет затянут второй узел, их передвигают во встречном направлении.


Дабл Юни Его можно использовать для поводков из монолески или флюрокарбона.

Ошибки при изготовлении узла

При вязании и использовании узла Прусика случаются ошибки, которые в случае высотных работ могут быть весьма опасными, как для здоровья, так и для жизни.

Разберем пять основных ошибок.

Ошибка №1. Для вязания прусика используется веревка такой же толщины, что и основная.

Аргументация: если веревка, которой вяжется прусик, будет толще либо такого же диаметра, что и основная, узел Прусика будет проскальзывать. Это может привести к чрезвычайной ситуации, связанной с перетиранием веревки, из которой связан прусик, либо неконтролируемому спуску, а соответственно — и к падению человека с высоты.

Эффективность прусика в данном случае ниже, поскольку сечение сдвоенной веревки не круглое и шнур прилегает к ней не максимально возможной площадью поверхности.

Ошибка №2. Для вязания прусика используется слишком тонкая веревка.

Аргументация: репшнур толщиной менее 6 мм не рекомендуется использовать. Несмотря на то, что прусик, связанный таким узлом, будет надежно держаться на основной веревке, прочности такого репшнура будет недостаточно для обеспечения безопасного подъема и спуска по веревке.

Ошибка №3. Узел петли, из которой делается прусик, например, для подъема по веревке, попадает в узел Прусика или на карабин.

Аргументация: в этих случаях либо использование прусика будет затруднено, либо прочность репшнура будет снижена излишним воздействием на него карабина, что в случае рывков, высокой влажности и изношенности репшнура может привести к разрыву последнего и падению человека с высоты.

Ошибка №4. Петля для прусика делается очень большой.

Аргументация: при срыве за счет хватательного рефлекса прусик может смещаться по веревке основанием ладони и из-за этого не сработать, приводя к неконтролируемому спуску человека с высоты. В другом случае, если прусик все же остановит падение, затянувшись на основной веревке, дотянуться до него будет проблематично, особенно, если веревка натянута, и используется всего одна петля репшнура, например, для подстраховки при спуске.

Ошибка №5. При подъеме или спуске по веревке прусик сдвигается, зажатым в ладони.

Аргументация: при срыве рука рефлекторно схватит прусик, что приведет к его отказу, а значит и падению человека с высоты.

В целом, узел Прусика — один из самых полезных в туризме, так как позволяет решать совокупность задач, не используя дополнительного снаряжения. Однако всегда нужно следить за тем, чтобы веревки, из которых планируется вязать прусик, были в хорошем состоянии, а узел использовался без указанных ранее ошибок особенно в тех случаях, когда от данного узла будет зависеть человеческая жизнь.