Оглавление
- Переделка блока питания АТ в зарядное устройство
- Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
- Следующие шаги
- Что нужно для переделки
- Зарядное устройство из БП ноутбука
- Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
- Проверка на работоспособность
- С чего начать
- Где достать компьютерный блок питания
- Схема для лабораторного БП
- Самодельное зарядное устройство
- Зарядное устройство из БП ноутбука
- Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
- Проверка на работоспособность
- Схема ЗУ
Переделка блока питания АТ в зарядное устройство
Блок питания АТ от устаревшего компьютера может годами пылиться на полке в шкафу, перед началом переделки необходимо удостовериться в его технической исправности и почистить от грязи и пыли:
- он должен хорошо держать нагрузку порядка 6 А на шине 12 В;
- в блоке не должно быть вздутых, а также со следами вытекания электролита конденсаторов или почерневших резисторов;
- система вентиляции должна отлично работать;
Также при переделке необходимо помнить, что в БП присутствует высокое напряжение опасное для жизни.
Для наглядной переделки мы отрыли в закромах плату от такого АТ блока.
По сколку родного корпуса к ней не нашлось, мы ее установили в первый подходящий по размеру корпус и снабдили хорошим вентилятором.
Сам процесс переделки очень похож на переделку блока питания АТХ, которая уже у нас описывалась ранее. И так, ниже находится схема этого блока питания АТ.
Далее схема со всеми дальнейшими изменениями для переделки его в зарядное устройство.
Как видим со схемы, наш блок построен на ШИМ TL494. Для поднятия выходного напряжения до 14 В необходимо найти два резистора.
Первыйудалить с платыВторойзаменить на многооборотный подстроечный
TL494 распиновка.
Находим необходимые резисторы в блоке.
Удаляем их из платы.
Устанавливаем многооборотный подстроечный резистор (предварительно выставив на нем 20-22 кОм).
При включении блока питания напряжение на шине +12 В уже будет отличаться от исходного, у нас оно составило 14,7 В.
Подстроечным резистором мы можем откорректировать выходное напряжение до оптимальных 14,2 В для зарядки АКБ.
Переделка блока питания АТ в зарядное закончена, таким блоком уже можно пользоваться в качестве зарядного устройства.
Но, надо помнить, что все самодельные зарядные собранные с блока питания компьютера моментально выходят из строя при переполюсовке АКБ. Защита от переполюсовки на реле является самым простым и весьма эффективным способом защиты от такой случайности.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя АКБ, надо учитывать определенные нюансы по правильной подзарядке.
Сначала отключите клеммы батареи от зажимов. Открутите болты, которые крепят фиксирующую планку аккумулятора.
Демонтируйте устройство из посадочного места, отнесите домой или в гараж.
Прочистите корпус от загрязнений
Обратите внимание на сами клеммы. Если на них есть окисления, их следует очистить
Используйте зубную или строительную щетку, подойдет наждачная бумага мелкой зернистости. Главное — не счистить рабочий налет.
Если аккумулятор обслуживаемый, откройте все его банки и проверьте в них уровень электролита. Рабочий раствор должен покрывать все секции. Если это не так, то заряд батареи может привести к быстрому испарению кипящей жидкости, что отразится на функциональности батареи и ее исправности в целом. При необходимости добавьте в банки дистиллированную воду. Визуально осмотрите корпус батареи на предмет дефектов, иногда утечка жидкости связана с наличием трещин. Если повреждения серьезные, то АКБ подлежит замене.
Подключите зажимы самодельного ЗУ к клеммам АКБ, соблюдая полярность. После этого девайс можно подключать к бытовой сети. Пробки на банках при этом откручивать не надо.
Когда процедура заряда будет завершена, проверьте уровень электролита и если все нормально, то закрутите банки. Установите батарею в автомобиль и убедитесь, что она в рабочем состоянии.
Следующие шаги
После этого переделка блока питания от персонального компьютера в зарядное устройство, то есть в ЗУ, продолжается.
Теперь необходимо выполнить все манипуляции, которые касаются режима работы ШИМ (широтно-импульсный модуль).
Работая с этим компонентом будущего зарядного устройства, необходимо:
- отыскать первую ножку на микросхеме, которая является самой нижней в левой части;
- дальше смотрите на дорожку с другой стороны платы, то есть с обратной;
- с первым выводом на микросхеме соединяется 3 резистора;
- нужно найти тот, который соединён с выводами блока +12 В;
- этот резистор отпаивается от платы и измеряется его сопротивление;
- обычно значение сопротивления составляет около 38 кОм;
- на место отпаянного резистора нужно припаять переменный резистор, заранее настроенный на аналогичное сопротивление;
- путём плавного повышения параметров сопротивления на переменном резисторе следует добиться, чтобы на выходе напряжение в итоге составляло 14,4 В.
Стоит быть внимательными, поскольку для различных компьютерных блоков питания заданный производителем номинал переменного резистора может отличаться. Это обусловлено тем, что в разных БП применяются различные компоненты, детали и схемы. Хотя при этом алгоритм измерения напряжения остаётся идентичным для всех версий устройств.
Если поднять поступающее напряжение выше 15 В, генерация широтно-импульсного модуля может быть сорвана. И тогда блок потребуется перезагрузить, предварительно снизив параметры сопротивления на переменном резисторе.
Случается и так, что сразу же повысить напряжение до необходимых для обслуживания АКБ 14 В, что требуется для полноценной работы зарядного устройства, не удаётся. И в основном это происходит по причине нехватки сопротивления у переменного резистора.
Если довелось столкнуться с такой ситуацией, исправить её просто.
Достигнув необходимого напряжения в стандартные 14,4 В, используемый переменный резистор можно выпаивать и проверять на нём параметры сопротивления. Оно должно составлять около 120 кОм.
На основе этих замеров подбирается постоянный резистор. Причём его сопротивление должно быть максимально близким к полученным результатам. Это может быть один постоянный резистор на 120 кОм, либо пара резисторов на 100 и 22 кОм.
Что нужно для переделки
Поскольку значительная часть современных БП (мощностью от 200 до 400 В) производятся на базе ШИМ-контроллера 3528, опишем процедуру переделки именно для таких источников питания. Нам потребуются:
- резисторы номиналом 1,0/2,7 кОм;
- резисторы 0,2/0,068 кОм;
- паяльник с принадлежностями (канифоль, олово);
- зажимы типа «крокодил» с проводами;
- отвёртки с плоским и крестообразным наконечником;
- 12-вольтное автомобильное реле;
- 3 одноамперных диода 1N4007;
- 2 конденсатора на 25 В;
- светодиод зелёного цвета;
- мультиметр (или вольтамперметр);
- силиконовый герметик;
- 2-метровый медный изолированный провод.
Блок питания, который мы хотим использовать для самодельного ЗУ, должен иметь следующие характеристики:
- номинал напряжения – 110/220 В;
- выходное напряжение ИБП – 12 В;
- выходной ток – 8 А;
- номинал мощности – 230 Вт.
Если всё готово, можно приступать к переделке компьютерного импульсного блока питания в автомобильное зарядное устройство.
Зарядное устройство из БП ноутбука
Можно соорудить зарядный девайс из блока питания ноутбука.
Величина выходного напряжения варьируется в районе 19 вольт, а значение силы тока составляет около 6 ампер. Этих параметров достаточно, чтобы обеспечить заряд аккумуляторной батареи, но напряжение слишком высокое. Решить проблему можно двумя способами.
Без переделки БП
Потребуется последовательным образом с аккумулятором машины подключить так называемый балласт в виде мощной лампы от оптики. Источник освещения будет использоваться в качестве ограничителя тока. Простой и доступный вариант. К плюсовому выходу блока питания ноутбука подключается один контакт лампы, а второй ее контакт подсоединяется к плюсу аккумуляторной батареи. Минус от блока питания подключается напрямую к отрицательной клемме аккумулятора по проводу. После этого БП можно включать в бытовую сеть. Способ очень простой, но есть вероятность выхода из строя источника освещения. Это приведет к неработоспособности как аккумулятора, так и блока.
Канал It’s simple опубликовал ролик, в котором наглядно показал, как выполнить подзарядку машинного аккумулятора с помощью обычного БП от ноутбука и лампочки.
С переделкой блока питания
Потребуется понизить параметр напряжения БП, чтобы напряжение на выходе составляло около 14-14,5 В.
Рассмотрим процесс изготовления и сборки зарядного девайса на примере блока питания от ноутбука Great Wall:
- Сначала следует разобрать корпус блока питания. При разборке не повредите его, поскольку он будет использоваться для дальнейшей эксплуатации. Плату, которая расположена внутри, можно подключить к вольтметру, чтобы точно узнать, какое ее рабочее напряжение. В нашем случае оно составляет 19,2 вольта. Используется плата, построенная на микросхемах TEA1751+TEA1761.
- Выполняется задача по снижению величины напряжения. Для этого потребуется найти резисторный элемент, расположенный на выходе. Нужна деталь, соединяющая шестой контакт схемы ТЕА1761 с положительным выводом блока питания. Этот резисторный элемент следует выпаять при помощи паяльника и произвести замер его сопротивления. Рабочий параметр составляет 18 кОм.
- Вместо демонтированного элемента устанавливается подстроечный резисторный компонент на 22 кОм, но перед впаиванием его следует настроить на 18 кОм. Аккуратно запаяйте деталь, чтобы не повредить другие элементы схемы.
- Постепенно понижая величину сопротивления, надо добиться того, чтобы на выходе параметр напряжения составил 14-14,5 вольт.
- Когда вы получите напряжение оптимальное для зарядки автомобильного аккумулятора, запаянный резистор можно отпаять. Производится замер его параметра сопротивления, в нашем случае он составляет 12, 37 кОм. По этой величине или близкой к ней подбирается постоянный резистор. Мы используем два резистора на 10 кОм и 2,6 кОм. Концы обеих деталей устанавливаются в термокембрик, после чего происходит их впаивание в плату.
- Полученную в итоге схему рекомендуем протестировать перед сборкой устройства. Параметр напряжения на выходе составит 14,25 вольт, этого достаточно для заряда батарейки.
- Приступаем к сборке девайса. Подключите провода с зажимами. Перед их впаиванием убедитесь в том, что на выходе соблюдается полярность. В зависимости от блока ноутбука, минусовой контакт может быть выполнен в виде центрального провода, а положительный — в виде оплетки.
- В итоге вы получаете девайс, который может правильно заряжать АКБ. Величина тока в ходе заряда варьируется в районе 2-3 ампер. Если этот параметр падает до 0,2-0,5 ампер, то процедуру подзарядки можно считать завершенной. Для более удобного использования ЗУ оборудуют амперметром, зафиксировав его на корпусе. Можно использовать светодиодную лампу, которая будет говорить автовладельцу о завершении процесса зарядки.
Канал kt819a предоставил ролик, в котором подробно рассмотрено зарядное устройство, сделанное из БП ноутбука.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя АКБ, надо учитывать определенные нюансы по правильной подзарядке.
Сначала отключите клеммы батареи от зажимов. Открутите болты, которые крепят фиксирующую планку аккумулятора.
Демонтируйте устройство из посадочного места, отнесите домой или в гараж.
Прочистите корпус от загрязнений
Обратите внимание на сами клеммы. Если на них есть окисления, их следует очистить
Используйте зубную или строительную щетку, подойдет наждачная бумага мелкой зернистости. Главное — не счистить рабочий налет.
Если аккумулятор обслуживаемый, откройте все его банки и проверьте в них уровень электролита. Рабочий раствор должен покрывать все секции. Если это не так, то заряд батареи может привести к быстрому испарению кипящей жидкости, что отразится на функциональности батареи и ее исправности в целом. При необходимости добавьте в банки дистиллированную воду. Визуально осмотрите корпус батареи на предмет дефектов, иногда утечка жидкости связана с наличием трещин. Если повреждения серьезные, то АКБ подлежит замене.
Подключите зажимы самодельного ЗУ к клеммам АКБ, соблюдая полярность. После этого девайс можно подключать к бытовой сети. Пробки на банках при этом откручивать не надо.
Когда процедура заряда будет завершена, проверьте уровень электролита и если все нормально, то закрутите банки. Установите батарею в автомобиль и убедитесь, что она в рабочем состоянии.
Проверка на работоспособность
Отталкиваясь от предложенных инструкций, можно своими руками собрать полноценное зарядное устройство для подзарядки аккумуляторной батареи, на основе компьютерного блока питания.
Но, прежде чем приступить к полноценной зарядке, собранную схему обязательно нужно протестировать.
Для этого необходимо закрыть крышку блока питания, соединить зарядное устройство с испытуемым аккумулятором и включить ЗУ в сеть на 220 В. То есть в самую обычную бытовую розетку.
Это будет своего рода защитой от ошибки. Ведь если схема окажется нерабочей или неправильной, не придётся рисковать целостностью нового аккумулятора.
С чего начать
Чтобы создать зарядный аппарат, потребуется компьютерный блок, обеспечивающий питание для ПК, то есть персонального компьютера.
Если это первая попытка изготовить подобное устройство, разбирать свой новый компьютер на запчасти вовсе не нужно. Достаточно взять старый комп либо купить простейший блок на форм-факторе ATX с мощностью буквально 200–250 Вт. Переживать не стоит, поскольку такой мощности хватит, чтобы заряжать автомобильный аккумулятор. Ещё и с приличным запасом.
Работать, как и полагается по технике безопасности, нужно с отключёнными компонентами блока питания. Лишь после завершения сборки потребуется подключить аппарат к сети и протестировать его.
Самостоятельная переделка блока питания от компьютера (БП) в полноценное и работоспособное зарядное устройство для легковой автомобильной аккумуляторной батареи начинается с выполнения таких процедур:
- подготовьте блок питания с необходимыми характеристиками;
- отпаять все штатные провода, выходящие из БП;
- оставить нужно только зелёный провод, который следует припаять к минусовым контактам;
- учитывайте, что площадки, откуда шли провода чёрного цвета, являются минусом;
- такие переделки позволят обеспечить автоматический запуск блока при его подключении к сети;
- одновременно следует припаять провода с клеммами к минусу, а также к шине +12 (в БП это бывшие провода жёлтого цвета);
- эти шаги позволят получить более удобное зарядное устройство с возможностью настройки.
Это лишь первый этап. Но если всё сделать правильно, в дальнейшем получится отличное зарядное устройство.
Где достать компьютерный блок питания
Любой компьютерный магазин, имеющий собственный сервисный центр (а таких сегодня большинство), не имеет недостатка в сгоревших, а то и целых блоках питания. Вам нужно просто договориться с администрацией, чтобы за символическую плату стать обладателем такой комплектующей.
Проблема в том, что не все модели пригодны для создания полноценного зарядного устройства с регулируемыми током/напряжением. Нужно искать блок питания с ШИМ-контроллером TL 494 или аналогичные (M5T494, KA7500). А вот БП с микросхемами типа АТ2003 или SG6105 позволят получить простенькое зарядное устройство без возможности регулировки напряжения.
Мы не будет ограничиваться простым ЗУ, поэтому рассмотрим переделку БП с использованием ШИМ TL 494, который, кстати, считается самым распространённым.
Схема для лабораторного БП
Для переделки ненужного блока питания компьютера в лабораторный источник с регулируемым выходным напряжением хорошо подходят БП стандарта ATX (но можно и AT), выполненные по схеме с ШИМ на микросхеме TL494 или ее аналогах.
Структурная схема блока питания стандарта ATX.
Хотя они все построены по одной структурной схеме и работают по схожему принципу, физически реализованы источники питания могут быть по-разному. Потому первое, с чего надо начать – попытаться найти принципиальную схему от фактически имеющегося блока.
Процедуру переделки можно рассмотреть на примере модели LC-250ATX. Поняв принцип, можно будет работать и с другими подобными блоками.
Изначальная схема блока LC-250ATX.
В основу работы LC-250ATX положен принцип ШИМ, реализованный на стандартной для таких схем микросхеме TL494. Она формирует импульсы, которые усиливаются ключами на транзисторах Q6,Q7, далее через трансформатор T2 ключами на транзисторах Q1, Q2 создаются импульсы на первичной обмотке трансформатора T1. Эти импульсы трансформируются через вторичные обмотки и подаются на выпрямители различных напряжений, из которых для переделки интересен лишь канал +12 вольт.
Схема дежурного напряжения собрана на транзисторе Q3, трансформаторе T3 и интегральном стабилизаторе 7805. Этот участок также понадобится для будущей конструкции. На операционном усилителе LM339 собрана схема формирования сигнала PWR_OK и запуска БП сигналом от материнской платы.
Самодельное зарядное устройство
На состояние автоаккумуляторной батареи обращают внимание в зимний период. Ведь в это время плотность электролитического состава меняется, быстро теряется заряд
В результате, запуск двигателя усложняется. Для решения этой проблемы используют зарядные устройства.
Разработкой и сборкой зу для акб занимаются многие компании. Поэтому подобрать модель с требуемыми параметрами сможет каждый водитель. Такие модели отличаются обширным функционалом: тренировка источника питания, восстановление заряда, прочее. Их стоимость достаточно высока.
Поэтому автолюбителей интересует зарядное устройство для автомобильного аккумулятора, которое сконструировано из подручных агрегатов и элементов.
Преимущества самостоятельной сборки
- Использование подручных материалов, элементов. Поэтому расходы на изготовления сокращаются.
- Небольшой вес. Он не превышает 1,5–2 кг. Поэтому перемещать самодельный агрегат для восстановления заряда батареи несложно.
- Постоянное охлаждение. В состав блока питания включен вентилятор. Поэтому вероятность нагрева минимальна.
Какие сложности?
- Сконструированный преобразователь не всегда работает тихо. Периодически он издает звуки, которые похожи на звон, шипение.
- Не допускается контакт самодельной зарядки и корпуса автотранспортного средства. Если заряжаем с включением в сеть, то контакт провоцирует поломку преобразователя, КЗ.
- Подключение токопроводящих выводов аккумуляторной батареи к проводам выполняется точно. Если на этом этапе допущены ошибки, то вторичные цепи переделанного блока питания в зарядное устройство выходят из строя.
- Все контакты и элементы перед подключением проверяются. Только после этого компьютерный блок питания используется для зарядки.
Зарядное устройство из БП ноутбука
Можно соорудить зарядный девайс из блока питания ноутбука.
Величина выходного напряжения варьируется в районе 19 вольт, а значение силы тока составляет около 6 ампер. Этих параметров достаточно, чтобы обеспечить заряд аккумуляторной батареи, но напряжение слишком высокое. Решить проблему можно двумя способами.
Без переделки БП
Потребуется последовательным образом с аккумулятором машины подключить так называемый балласт в виде мощной лампы от оптики. Источник освещения будет использоваться в качестве ограничителя тока. Простой и доступный вариант. К плюсовому выходу блока питания ноутбука подключается один контакт лампы, а второй ее контакт подсоединяется к плюсу аккумуляторной батареи. Минус от блока питания подключается напрямую к отрицательной клемме аккумулятора по проводу. После этого БП можно включать в бытовую сеть. Способ очень простой, но есть вероятность выхода из строя источника освещения. Это приведет к неработоспособности как аккумулятора, так и блока.
Канал It’s simple опубликовал ролик, в котором наглядно показал, как выполнить подзарядку машинного аккумулятора с помощью обычного БП от ноутбука и лампочки.
С переделкой блока питания
Потребуется понизить параметр напряжения БП, чтобы напряжение на выходе составляло около 14-14,5 В.
Рассмотрим процесс изготовления и сборки зарядного девайса на примере блока питания от ноутбука Great Wall:
- Сначала следует разобрать корпус блока питания. При разборке не повредите его, поскольку он будет использоваться для дальнейшей эксплуатации. Плату, которая расположена внутри, можно подключить к вольтметру, чтобы точно узнать, какое ее рабочее напряжение. В нашем случае оно составляет 19,2 вольта. Используется плата, построенная на микросхемах TEA1751+TEA1761.
- Выполняется задача по снижению величины напряжения. Для этого потребуется найти резисторный элемент, расположенный на выходе. Нужна деталь, соединяющая шестой контакт схемы ТЕА1761 с положительным выводом блока питания. Этот резисторный элемент следует выпаять при помощи паяльника и произвести замер его сопротивления. Рабочий параметр составляет 18 кОм.
- Вместо демонтированного элемента устанавливается подстроечный резисторный компонент на 22 кОм, но перед впаиванием его следует настроить на 18 кОм. Аккуратно запаяйте деталь, чтобы не повредить другие элементы схемы.
- Постепенно понижая величину сопротивления, надо добиться того, чтобы на выходе параметр напряжения составил 14-14,5 вольт.
- Когда вы получите напряжение оптимальное для зарядки автомобильного аккумулятора, запаянный резистор можно отпаять. Производится замер его параметра сопротивления, в нашем случае он составляет 12, 37 кОм. По этой величине или близкой к ней подбирается постоянный резистор. Мы используем два резистора на 10 кОм и 2,6 кОм. Концы обеих деталей устанавливаются в термокембрик, после чего происходит их впаивание в плату.
- Полученную в итоге схему рекомендуем протестировать перед сборкой устройства. Параметр напряжения на выходе составит 14,25 вольт, этого достаточно для заряда батарейки.
- Приступаем к сборке девайса. Подключите провода с зажимами. Перед их впаиванием убедитесь в том, что на выходе соблюдается полярность. В зависимости от блока ноутбука, минусовой контакт может быть выполнен в виде центрального провода, а положительный — в виде оплетки.
- В итоге вы получаете девайс, который может правильно заряжать АКБ. Величина тока в ходе заряда варьируется в районе 2-3 ампер. Если этот параметр падает до 0,2-0,5 ампер, то процедуру подзарядки можно считать завершенной. Для более удобного использования ЗУ оборудуют амперметром, зафиксировав его на корпусе. Можно использовать светодиодную лампу, которая будет говорить автовладельцу о завершении процесса зарядки.
Канал kt819a предоставил ролик, в котором подробно рассмотрено зарядное устройство, сделанное из БП ноутбука.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы батарея не вышла из строя, при восстановлении заряда соблюдают такие правила:
АКБ отсоединяют от бортовой сети автомобиля. Для этого снимают болты, удерживающие фиксатор аккумулятора. Устройство вынимают из гнезда и относят в отапливаемое помещение.
Корпус АКБ очищают от загрязнений
Особое внимание удаляют клеммам. Их очищают от остатков электролита зубной щеткой или наждачной бумагой
Главное – не удалить рабочее напыление.
Открыв банки АКБ, проверяют уровень электролита. Раствор должен полностью скрывать металлические пластины. При снижении уровня жидкости образуются газы, приводящие к взрыву. При необходимости банки заполняют дистиллированной водой.
Корпус осматривают на наличие сколов и трещин. При обнаружении крупных дефектов батарею заряжать нельзя.
При подключении зарядного прибора соблюдают полярность. Если все выполнено правильно, устройство подключают к сети. Снимать колпачки банок не нужно.
После восстановления заряда оценивают количество электролита. Если оно не изменилось, аккумулятор можно устанавливать в автомобиль.
Проверка на работоспособность
Отталкиваясь от предложенных инструкций, можно своими руками собрать полноценное зарядное устройство для подзарядки аккумуляторной батареи, на основе компьютерного блока питания.
Но, прежде чем приступить к полноценной зарядке, собранную схему обязательно нужно протестировать.
Для этого необходимо закрыть крышку блока питания, соединить зарядное устройство с испытуемым аккумулятором и включить ЗУ в сеть на 220 В. То есть в самую обычную бытовую розетку.
Это будет своего рода защитой от ошибки. Ведь если схема окажется нерабочей или неправильной, не придётся рисковать целостностью нового аккумулятора.
Схема ЗУ
Структурная схема БП стандарта ATX. Если рассмотреть структурную схему импульсного блока питания стандарта ATX, то можно обнаружить, что это практически готовое зарядное устройство. Надо лишь удалить из нее все излишнее и добавить несложные цепи регулировки. В зарядном устройстве не понадобятся:
- схема защиты и выключения;
- выпрямители и фильтры всех напряжений, кроме канала+12 вольт.
Источник дежурного напряжения, в принципе, не нужен, но от него питается микросхема ШИМ, его надо оставить хотя бы частично. Заряжать аккумуляторы надо в режимах стабилизации напряжения или тока, поэтому придется добавить соответствующие цепи для установки необходимых уровней.