Лучшие эффекты для электрогитары на выбор музыканту

Copressor-Sustainer

Следующий эффект, который мы рассмотрим, не менее популярен, чем дисторшн; это- компрессор-сустейнер. По названию можно догадаться, что делает это устройство- компрессирует сигнал, то есть производит сжатие динамического диапазона звука гитары. В результате на выходе компрессора-сустейнера формируется сигнал с практически неизменной амплитудой, в то время, как на входе амплитуда непрерывно меняется. Такую примочку можно применять во всех случаях жизни, так как после прохождения через нее гитарного сигнала последний легче обрабатывается другими устройствами.Следует отметить разницу между компрессором-сустейнером и компрессором-лимитером. Если первый является, по-существу, обычным автоматическим регулятором уровня, поддерживающим сигнал на более или менее постоянном уровне, то второй только ограничивает пики сигнала до определенной величины, передавая остальную часть сигнала без изменений.Компрессор хорошо располагать в самом начале линии, подавая на его вход сигнал непосредственно с электрогитары. В результате компрессирования повышается сустейн и получается более плотный звук, столь необходимый для стоящего далее дисторшна. Нет большого смысла ставить что-либо перед компрессором, так как большинство эффектов делают частотную характеристику сигнала крайне неравномерной, компрессор же сгладит ее, ослабив этот эффект.

Устройства для создания тоновых эффектов

Тоновые работают с разнообразными частотами. К ним относят эквалайзеры и вау-вау. Эквалайзер регулирует оттенок звучания игры, делая определенные частоты выше или ниже. Педаль эффектов разделена полосами — диапазонами частот.

При помощи специальных движущихся ручек настраивается уровень сигнала в конкретном диапазоне частот. Если повысить высокие частоты, то звук гитары становится более ярким, если понизить, то звучание мощнее, что используется в современном хард-роке. Звук для блюзовых партий обеспечивает поднятие средних частот эквалайзера. Если их уменьшить, то получается звук, характерный для хэви-метала.

Звучание, которое получается при помощи педали вау-вау, схоже с кваканьем лягушки. Поэтому примочку называют «квакушка». По сути, педаль вау-вау – это фильтр, который подавляет некоторые частоты, а другие повышает при нажатии. Чтобы добиться вау-звучания, нужно покачивать педаль в такт композиции.

Какие бывают?

Bay-bay. Эффект получил свое название из-за характерного звучания. При нажатии гитара издает тройной звук. Он затухает при снижении силы давления на педаль. Схож с губной гармошкой. Один из самых популярных среди музыкантов. Классический эффект имеющий переменную частоту и известный миру с 60-х годов прошлого столетия. С тех пор стал неизменный спутник в ритм энд блюзе. Такой популярности способствовал известный музыкант Эрик Клептон. Использовался в качестве музыкальных вставок для многих сериалов тех времен. Вершина динамического звучания была достигнута с виртуозным гитаристом Джимми Хендриком. На прилавках представлены многочисленные модели со своим уникальным звучанием. Это значительно осложняет выбор

В первую очередь необходимо обращать внимание на модели, оснащенные регулировками звука, глубины, цикла и времени. Доступно приобретение автоматических регулировок данного эффекта, благодаря им не нужно постоянно нажимать на педаль.
Овердрайв

Выбор многих музыкантов. Для его зарождения изменяют подающийся звуковой сигнал при помощи амплитудного ограничителя. Процесс протекает плавно, снимает верхние витки плоской кривой и округляет ее. Другими словами, получают пропорциональное искажение, которое можно оценить по динамичности звучания. На его силу влияет степень удара гитариста по струнам. Допускается использование овердрайв-педалей в качестве усилителей чистого звука, для этого Drive выкручивают на минимум, а OutPut на максимум.
Фузз. Классическое решение. Применимо к агрессивному электроакустическому звучанию, которое было популярно в 1960-1970 годах. Как правило, с его помощью подчеркивают соло партию гитариста. В других случаях он только испортит совместную композицию.
Дисторшн. Радикальный амплитудный ограничитель применяемый хард рок исполнителями. Сигнал обрезают жестким ограничением амплитуды. При этом следует понимать, что стандартный эффект только испортит басовый звук. Его необходимо правильно подобрать. Только в этом случае добиваются красивого звучания. От него без ума ни одно поколение гитаристов и слушателей.
Бустер. Его задача усилить сигнал, подающийся на входе в усилитель. Это дает возможность правильно перегружать, другими словами играть на низких показателях громкости. Он придает ясности гитарному соло. Неизменная составляющая арсенал гитаристом при наличии хотя бы 4 педалей эффектов.
Металл. Если детально изучить принцип модуляции, становится понятным, что даже не отдельный эффект, а дисторшен и овердрайв, выкрученные на экстремально высокие настройки, тяжелый металлический фон не заменим для исполнителей в стиле Нью Металл, Индустриал, Хардкор.
Блюздрайв. Придает бархатистый окрас гитаре, который был свойственный исполнителям в 50-70 годах.

Разнообразие гитарных эффектов

Эффекты перегруза.

Это самые распространенные и узнаваемые виды эффектов. Изначально, они появились, когда вход гитарного усилителя впервые стали перегружать. Перегруз искажает изначальный гитарный сигнал путем ограничения его по амплитуде, в результате чего достигается такое мощное рычащее звучание. Это именно те самые эффекты, которые придают гитаре рок звучание. По уровню перегруза делятся на 3 типа (от меньшего к большему):

  • Овердрайв (Overdrive)
  • Дисторшн (Distortion)
  • Фуз (Fuzz)

Овердрайв

Овердрайв это самый мягкий перегруз. Звук насыщается теплыми гармониками и так кардинально не ограничивается по амплитуде, как при дисторшене. Полученный звук звучит тепло и объемно. Эффект широко используется в исполнении блюза и классического рока. Самый классический представитель овердрайвов это педаль Ibanez Tube Screamer. Также большую популярность нашли педали фирмы Boss – Boss SD1 и SD2 к примеру.

Дисторшн (Distortion)

Дисторшн уже имеет побольше рыка и мощи, что достигается более большим уровнем искажения. Звучание гитары при его использовании становится ярким, резким и пробивным Этот эффект широко применяется в металле, начиная от классического хэви метала и заканчивая экстремальными стилями типа Death и Black Metal.

Фуз (Fuzz)

И когда уровень искажений имеет очень большую степень, такой перегруз уже называют фуз. Эффект довольно специфический, не особо популярен в современной гитарной музыке.

Основные регуляторы гитарных педалей Distortion.

Самый минимум это три крутилки на педали:

  • Громкость (Volume). Отвечает за громкость выходного сигнала.
  • Гейн (Gain). Отвечает за уровень перегруза.
  • Тон (Tone). Регулятор баланса верхних и нижних частот.

На разных моделях могут быть еще дополнительные ручки. Например, вместо тона, многие производители на свои модели ставят отдельные ручки регулировки частот. То есть, по сути, ставят эквалайзер. Например, на педали Metal Zone от фирмы Boss, эквалайзер 5-ти полосный. Помимо стандартных НЧ, СЧ и ВЧ, вы даже можете отдельно настраивать верхние и нижние диапазоны средних частот.

Пространственные эффекты.

Эти типы эффектов добавляют как бы глубину, пространство в ваш звук. К ним относят реверберацию и дилей.

Реверберация добавляет эхо, будто вы сидите в большой комнате. Педали реверберации или просто ревербераторы дают возможность регулировать глубину или объем этой абстрактной комнаты. Основные регуляторы педали реверберации:

  • Объем комнаты (Time). Позволяет настраивать глубину эффекта. Короткое или длинное эхо.
  • Баланс между обработанным и сухим сигналом (Mix).
  • Громкость эффекта (Volume).

Дилей технически подмешивает к основному сигналу его же повторы, что также дает эффект эха. Количество и частоту повторов можно регулировать. Обычно дилей применяется в соло на перегрузе, чтобы получить такой певучий космический звук. Благодаря ему, звучание становится более плотным. Педали задержки бывают аналоговые и цифровые. Основные регуляторы педали следующие:

  • Время задержки (Delay Time) – время между повторами.
  • Количество повторов сигнала (Feedback)
  • Громкость повторов или баланс (Level или Mix)
  • Громкость обработанного сигнала (Volume)

Фильтры

Под таким общим названием находятся наверно вторые по популярности гитарные эффекты после дисторшена – квакушки (Wah-Wah). Квакушка представляет собой большую подвижную педаль. При нажатии на которую появляется тот самый квакающий звук. Принцип действия заключается в том, что когда вы на нее нажимаете, усиливается определенный диапазон частот, а когда отжимаете, наоборот ослабляется. Поэтому кваки и относят к фильтрам.

Педали эффектов для электрогитары бывают «ручного» и автоматического типа. Первой непосредственно управляет гитарист в реальном времени, вторая срабатывает в определенно заданных условиях автоматически. Срабатывание такого эффекта может определяться следующими факторами:

  • Время. Фильтр меняет частоты по истечению заданного интервала времени.
  • Динамика. Фильтр начинает работу, при изменении громкости исполняемой музыки.

В современной музыке можно довольно часто на соло партиях услышать этот эффект, так как он дает много выразительности. Но главное не перебарщивать, как например Кирк Хэммет.

Продолжение во второй части.

Как выбрать

Не стоит приобретать изделия одновременно с гитарой для обучения. Новичок не в состоянии сразу же осознать необходимость такого приспособления и может потерять интерес  к дорогостоящему оборудованию, забросив его на чердак до лучших времен. Чтобы осознать необходимость педалей, вначале нужно набраться опыта, а на это уйдет много времени усиленных занятий.

Как только новичок получит опыт и навыки, определится с индивидуальным стилем игры, наступит час приобретения подобного изделия. Можно долго изучать описание, отзывы, советы бывалых в отношении популярности изделий, но не существует универсальных рекомендаций. Главный момент – должна присутствовать запись для прослушивания, чтобы возможно было бы проанализировать собственные ошибки, дабы в последующем их не совершать.

Если вынашиваются планы приобрести нескольких комплектов, то стоит обратить внимание на педалборд. Это специально разработанное устройство, предназначенное для крепления всего оборудования в определенной последовательности и соединения их между собой при помощи проводов

Оно помогает комбинировать действия в нужной последовательности. Благодаря ему хранение и транспортировка оборудования происходит без особых проблем.

Можно ли чередовать эффекты?

Вы можете поэкспериментировать на основе рассмотренных вариантов, убирая или добавляя эффекты, меняя их местами, подстроив цепь под свои потребности. Например, если ваш перегруз сам по себе дает сильный фон, можете переместить шумодав, поставив его следующим после перегруза, настроив порог срабатывания. Или поменять местами компрессор и wah-wah или вовсе сдвинуть компрессор почти в конец цепи, поставив его перед дилеем и ревером, все это ощутимо отразится на звуке. Или поставить в цепь два перегруза, настроив их так, чтобы получилось три-четыре варианта перегруза.

Более того, по мере освоения эффектов и получения навыков их настройки, вы можете делать более сложные цепочки эффектов, добавляя различные разветвления и даже разводя сигнал на несколько усилителей, например, как сделал наш обзорщик Фил Чекалин в видео.

    

Несколько слов о главном

Ну и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о важных мелочах. Как только количество ваших педалей приблизится к двум-трем, непременно станет вопрос их транспортировки на репетицию, концерт и другие мероприятия, удобства и скорости коммутации и, конечно же, обеспечения их бесперебойного питания. Самым простым способом будет сборка всего этого в педалборд, на данный момент на рынке присутствует множество педалбордов, в виде сумок Ehx Bag или кейсов, рассчитанных под определенные педали, например, Boss со встроенным блоком питания и всей коммутацией в комплекте. Или просто свободных кейсов, вмещающих любые педали, которые у вас хватит фантазии в них уложить, например, Stagg.

Выбирая вариант без встроенного питания, стоит подумать о хорошем блоке питания, с защитой от замыкания, раздельными выходами и способным запитать все ваши педали, например Force FPS-02, ну и не забудьте патч-кабели для коммутации всех педалей между собой. Все это позволит вам сэкономить кучу времени и нервов на концертах и репетициях, свести к минимуму наводки, шумы и различные форс-мажорные обстоятельства при работе с вашим оборудованием.

Какие бывают педали эффектов для электрогитары

Wah-Wah

Отличается от остальных тем, что при нажатии возникает «тройной звук». Он теряет силу, как только уменьшается сила нажатия ногой на конструкцию. Такой вид используется в том случае, если есть необходимость воспроизвести выразительное и динамичное воспроизведение. Таким уникальным преображением пользовался мастер исполнения – Джимми Хендрикс.

Все изделия, представленные на рынке аппаратуры, имеют особенное, только им присущее, звучание, что порой делает проблематичным принять единственно правильное решение

Чтобы не разочароваться в приобретении и использовать в полном объеме потенциал продукции, нужно особое внимание обратить на наличие элемента, позволяющего настраивать параметры воспроизведения

Дисторшн

Среди ее почитателей она считается роковой. При использовании происходит обрезание сигнала благодаря резкому ограничению амплитуды. Этот способ преимущественно применяется при исполнении металла и рока. Ее используют и для бас-гитары, так как присутствующие там стандартные «искажатели»  немного портят звук, понижая диапазон частот. Относящаяся к данному типу BOSS DS-1X DISTORTION считается лидером среди своих собратьев. Ее можно приобрести в среднем за 218 $, но она того стоит.

Овердрайв

Данная конструкция ослабляет уровень звукового сигнала по амплитуде, причем плавность получается благодаря закругленному обрезанию верхних витков синусоида. Это дает возможность достичь динамичного воспроизведения путем усиления ударов по струнам.  К данному виду относится  BOSS OS-2, средняя цена которого составляет 140 $.

Бустер

Благодаря ему происходит специфическое воспроизведение. Он быстро преображает звук, поэтому используется в качестве усилителя сигнала. Его применение позволяет усилить перегруз уже на начальной стадии усиления. Данная функция будет кстати музыкантам, которые желают искажать сигналы на низкой громкости. Достаточно эффективной будет данная конструкция в процессе добавления в сольную партию.  Бустер просто необходим для схемы, когда музыкант применяет больше, чем четыре эффекта и большое количество кабелей. Рейтинг качественной продукции возглавляет BLACKSTAR HT-BOOST, который можно приобрести за 240 $.

Фузз

Основа действия – нелинейное преобразование звучания посредством транзисторов. Они полностью исключают огибающий сигнал, благодаря чему мы слышим аналог «органного» звучания. Преимущественно используется в сольных партиях. Яркий пример – исполнение композиции Джимми Хендриксом «The Star Spangled Banner». Классика фузз педалей – DUNLOP M173 MXR CLASSIC 108 FUZZ стоимостью  170 $.

Как выбрать

Чтобы правильно выбрать, нужно понять, какой вид примочки по схематическому набору нужен. Все примочки, которые использовались до 80-х годов, были аналоговыми. Они изменяли сигнал напрямую. Все то, что использовалось позже, имело цифровую обработку.

Большинство современных музыкантов использует цифровой схематический набор, потому как он более универсален и широк. Но истинные ценители музыки выбирают аналоговый звук — на выходе он более чистый. Но многое зависит от стиля музыкальных композиций.

Для электрогитары

Перед выбором следует разобраться с каждым способом искажения звучания. Узнайте, какие оттенки дают. Чтобы послушать каждое звучание, не нужно покупать педали.

После обработки через программу выходит виртуальное звучание, похожее на тот или иной эффект. Полезно для ознакомления, но чтобы постоянно использовать такие программы, нужна качественная звуковая карта. Такие устройства дорогие. Существуют специальные приложения на Android и iOS-системах, имеющих аналогичные функции. Гитарный джек соединяется с устройством при помощи адаптера.

Учитывайте и стиль, в котором вы играете. Например, приобретения фузза будет не к месту, если вы любитель фанка или легких блюзовых сольных партий.

Для бас-гитары

Для баса можно использовать примочки такие же, как и для электрогитары. Педаль для бас-гитары отличается только диапазоном рабочих частот.

Примочки делятся на:

  • амплитудные, или динамические (Overdrive, Fuzz, Distortion);
  • синтезаторы;
  • модуляторы (Chorus, Delay, Reverb).

В тех музыкальных направлениях, где бас-гитара солирует, примочки распространены. Они делают музыку более интересной и многогранной.

Иногда для композиции требуется использование сразу нескольких эффектов. Чтобы переключаться между разными способами обработки, используйте селектор. Также он направляет входной и выходной сигнал.

Equalizer

Эквалайзеры представляют собой многополосные регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры бывают двух типов- графические и параметрические; помимо студийных приборов, оба типа выпускаются в виде гитарных педалей.Графические эквалайзеры являются многополосными регуляторами тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться- от трех до 31 (так называемые третьоктавные эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7-полосные эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц, 6,4кГц (для бас-гитары значения несколько другие). В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяют движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно-частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов (из-за этого такие эквалайзеры и называются «графическими»).Параметрический эквалайзер позволяет изменять не только спад/подъем определенной полосы частот, но и выбирать центральную частоту и ширину полосы. Встречаются эквалайзеры, не позволяющие изменять ширину полосы (например отечественная педаль «Лель ЭП»), тогда такие эквалайзеры называются квазипараметрическими. Обычно в гитарных педалях число регулируемых полос равно трем.Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор- это графический эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. Параметрический же эквалайзер годится для более «тонкой» работы- ослабить или поднять какую-то конкретную частоту, например частоту фона или частоту «темных» нот, встречающихся на грифе гитары (о «темных» нотах речь пойдет во второй части статьи), хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и графический эквалайзер.В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить «пик» на определенной частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит амплитудно-частотную характеристику, сформированную первым устройством.

Виды популярных моделей

Цифровые гитарные преображения появились в начале восьмидесятых. В основе их производства лежала аналоговая схема. Проще говоря, на усилитель подавался чистый сигнал. В цифровых аналогах благодаря конструкциям происходит преобразование сигнала в цифровой поток битов и только потом изменяется в аналоговый. И сегодня нет единого мнения, какой лучше купить. Цифровые, по мнению покупателей, считаются более качественными.

Что лежит в основе критерия выбора, помимо популярности моделей? Идея и стиль! Аналоговые приборы готовы удивить чистым плотным звуком. Но даже самые дорогие цифровые конструкции проявляют артефакты воздействия на звук. Однако, нельзя сбрасывать со счетов такие безоговорочные преимущества:

  • универсальность исполнения;
  • максимальная точность.

Данное устройство является носителем большого количества действий с широким диапазоном.

Советы по сборке самодельного педалборда

Каждый гитарист сможет изготовить самодельные педалборды.

Но прежде необходимо ознакомиться с небольшой инструкцией:

  1. Решите, какого размера будет устройство. Он зависит от того, сколько педалей вы собираетесь туда поместить.
  2. Второе — это обеспечить безопасную транспортировку устройству. Приобретите готовый кейс. Он должен соответствовать размерам вашего будущего педалборда.
  3. Затем подумайте о материалах для основания самодельной подставки, из чего сделать педалборд. Для этого идеально подойдет фанера толщиной 5 мм. Несмотря на свою легкость, она на удивление прочная.
  4. Продумайте варианты крепления примочек. Липучка — самый лучший вариант. Вы часто будете менять расположение педалей, поэтому всегда без проблем сможете сменить крепление.
  5. Выбирайте блок питания, мощность которого будет соответствовать количеству эффектов. Должен поместиться под педалбордом.

Изучите разные школы относительно построению гитар. Пробуйте свое, экспериментируйте. В итоге у вас должна получиться цепь эффектов, которая идеально вам подходит по всем параметрам.

Chorus

Данный эффект делает звук гитары объемным, прозрачным и наполненным. Оригинальность звучания хоруса обусловила его широкое применение многими музыкантами. Хорус можно использовать как при аккомпанементе, так и при сольной игре, например, совместно с дисторшном. Сам эффект получается периодическим изменением времени задержки сигнала, которое составляет примерно 20-30 миллисекунд, причем чем больше изменение времени задержки, тем больше глубина хоруса, вплоть до эффекта расстроенной гитары. Если в студийных приборах применяется обычно цифровой хорус, то в педалях он сделан на аналоговой элементной базе, что дает более красивый, по мнению многих гитаристов, звук. Однако цифровые хорусы обладают большими возможностями, гибкостью и сервисными функциями.В настоящее время большинство выпускаемых педалей реализуют эффект «стереохорус», где звук после обработки разносится по панораме.

Tremolo

Это еще один из вариантов вибрато- амплитудное вибрато. Когда-то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно, различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на слух эффект.Наиболее известное музыкальное произведение, где используется тремоло- это композиция «Money» группы «Pink Floyd» (альбом «Dark Side Of The Moon», 1973).

Что нужно новичку для получения объёмного качественного звучания?

Те, кто, собравшись с духом, приобрели заветный инструмент, могут заметить, что его звучание далеко от желаемого

Проблема заключается в том, что к электрогитаре необходимо приобрести жизненно важного оборудования. К которому относят:

  • Гитарный усилитель. Он не только делает звук громче, но и влияет на структуру и тембр звучания.
  • Процессор эффектов. Электронное устройство модулирующее звучание определенных усилителей (существующих на рынке и разработанных изготовителем).
  • Педали эффектов. Электронное приспособление, обрабатывающее звук электрогитары и выступающее промежуточным звеном между инструментом и усилителем. Он искажает чистый звук и благодаря ему можно услышать привычный и хорошо узнаваемый звук.

Педали гитарных эффектов открывают перед новичком безграничное поле возможностей. Они качественно преобразуют оригинальный звук и делают его практически неузнаваемым. С их помощью музыканты открывают новые возможности. В умелых руках создают совершенно новые звуки и подчеркивают в песне те или иные моменты.

Кроме того, здесь установлены регуляторы объёма и интенсивности одного определенного эффекта (реверс, хорус и др.). В редких случаях встречаются модели, воспроизводящие определенную мелодию (хорус с фланжеромом, вибрато с тремоло). В этом случае компрессор переключается в режим экспандера. Мульти эффектные только цифровые устройства.

За счет модульности совмещают различные звучания в производном порядке. Существуют определенные правила касающиеся размещения дисторшена и овердрайва в цепи, но авангардисты в своих экспериментах пренебрегают даже ими.

Для питания педали достаточно бытовой электросети с напряжением 220 В, предварительно подключив адаптер, снижающий показатель до 9 В. Допускается вариант с использованием батареек типа «Крона».

Применение блока питания снижает затраты на приобретение батареек при частом использовании (особенно, если их несколько). Единственное достоинство батареек заключается в мобильности. Это актуально, если репетиции протекают вдали от сети электропитания.

Инструкция как сделать педалборд своими руками

В данном разделе мы кратко поговорим и о том, как сделать основу педалборда самостоятельно, а также о том, как «обустроить» серийный покупной педалборд.

Итак, вы любители хендмэйда и решили сделать каркас самостоятельно. Похвальная тяга к приключениям – в особенности из-за того, что сделать педалборд не так уж и сложно.

Оптимальным решением в качестве материала основы будет дерево. Металлические заготовки найти сложнее, их соединение потребует наличия хотя бы бытового сварочного аппарата и навыков сварки, аналогична ситуация с пластмассой – найти заготовки из противоударного пластика, а также прочно и надежно соединить их между собой очень непросто.

Что подойдет в качестве деревянных заготовок под педалборд? На самом деле много чего: начиная от разобранного бабушкиного шкафа, старых деревянных полок-сушилок, которые ложатся на борты ванной, и заканчивая брусом, заготовками и досками для самостоятельной резьбы по дереву. В идеале взять заготовки под обшивку, поручни, половое покрытие или наличник – они будут уже неплохо сформованы, отшлифованы и в целом готовы к работе.

Как и в случае с покупкой готового педалборда, замеряем с помощью картона необходимый размер педалборда. Запасаемся непосредственно заготовками, пилой или лобзиком, дрелью, с помощью которой делаем крепежные отверстия, рулеткой и карандашом. По нашим замерам распиливаем заготовки на дно: их можно сделать как подогнанными впритык, сформировав цельное дно, так и сформировав несколько рядов примочек, оставив между ними немного пространства. Это и разнообразит внешний вид конструкции, и позволит использовать свободное пространство для протягивания кабелей.

Собираем дно и стойки педалборда: одну из них можно сделать более длинной, чтобы педалборд располагался не параллельно земле, а слегка под углом к музыканту.

Между заготовками дна с изнаночной стороны можно приклеить одну или две рейки, которые увеличат жесткость конструкции.

Далее красим всю конструкцию в цвет, который вам нравится.

Финальная примерка педалей эффектов.

Теперь поговорим о том, как лучше всего крепить примочки на поверхности педалборда. Наиболее популярный и оптимальный на наш взгляд вариант – использование ленты велькро.

Клеим жесткую сторону ленты на педалборд, а мягкую на сами педали (это позволит использовать их и без педалборда, не царапая покрытие пола) – постарайтесь, чтобы площадь соприкосновения была максимально большой.

Другие варианты крепежа – двусторонний скотч, пластиковые стяжки, клей – имеют множество недостатков: одни из них ненадежны, другие более затратны и трудоемки, жесткий крепеж на клей и вовсе лишает вас возможности менять расстановку или арсенал педалей на борде без ухудшения его внешнего вида.

После того, как вы продумали крепление педалей, остается финальная отделка. Для начала прикрутим резиновые ножки-прокладки, которые не позволят нашем handmade педалборду ёрзать по полу и убегать от нас все дальше и дальше после каждого нажатия на педали эффектов.

Финальный аккорд – готовим патч-кабели и растачиваем под них отверстия.

К слову, такая конструкция открывает для нас возможности экспериментов – вместо традиционного общего блока-питания вы можете закрепить на скрытой стороне конструкции обычный бытовой удлинитель или сетевой фильтр : ))

В чем разница между покупным серийным педалбордом и созданием оного своими руками? Все достаточно просто:

  • Самостоятельное изготовление обычно дешевле и в разы интереснее, но…
  • … серийные модели смотрятся более привлекательно, они более надежны.
  • Большинство моделей готовых педалбордов выполнены в виде кофра – то есть они имеют верхнюю крышку. Это более удобно и безопасно при транспортировке.
  • Соответственно готовые педалборды-кофры имеют ручки для удобной переноски – к самостоятельному девайсу вам придется приобрести сумку или носить его в рюкзаке.

Построение цепи

В Интернете найдется огромное количество принципов построения цепи эффектов. Придерживаться их или нет — личное дело каждого, но не бойтесь экспериментов. Многие знаменитые гитаристы ломают правила ради получения желаемого звука, поэтому если какая-то комбинация или порядок педалей нравится вам своим звуком, то не отказывайтесь от нее.

В вопросе построения цепи как никогда работает пословица «Сколько людей, столько и мнений». Давать какие-то определенные рекомендации или нерушимые правила мы не будем. Вместо этого приведем одну из стандартных последовательностей того, как собрать педалборд и построить цепь эффектов.

Одна из типовых схем расположения эффектов в педалборде

Позиция 1. Фильтры

Квакушки, контроллеры огибающей и прочие динамические фильтры в основном реагируют на атаку при игре на гитаре. Не ограничивайте динамику сигнала компрессией или перегрузом, сужающим динамический диапазон звука.

На первом месте в цепи эффектов гитаристы часто ставят педаль wah-wah или ставят ее перед дисторшном. Хотя и здесь не обходится без исключений: к примеру, Том Морелло из Rage Against The Machine ставит квакушки ближе к концу цепи.

Позиция 2. Компрессоры

Компрессоры снижают уровень шума всего, что установлено перед ними. По этой причине педали компрессора лучше ставить как можно раньше в цепи.

Позиция 3. Дисторшн, овердрайв

Педали дисторшна и овердрайва любят работать с немодулированным сигналом. Так как генерируемые при перегрузке сигнала гармоники придают звуку больше мощи и яркости, педали дисторшна и овердрайва лучше помещать перед эффектами хоруса, фейзера или флэнджера.

Позиция 4. Модуляция

Тремоло, хорус, фейзер и флэнджер великолепно проявят себя в этой позиции из-за уже упомянутого воздействия дисторшна/овердрайва на звук.

Позиция 5. Педаль громкости/экспрессии

Педаль громкости поддерживает постоянный уровень сигнала электрогитары, чтобы инструмент звучал громко даже при низкой общей громкости.

Педаль громкости стоит расположить перед дилэем и реверберацией. Это позволит сохранить действие этих эффектов на звук даже в тех случаях, когда громкость была обрезана педалью.

Позиция 6. Дилэй и реверберация

Эффекты дилэя и реверберации принято размещать в конце цепи эффектов. Причем дилэй обычно ставится строго перед педалью реверберации. Расположение этих эффектов перед дисторшном или овердрайвом может привести к непредвиденным скачкам уровня громкости всех эффектов в цепи.

Устройства для создания гейновых эффектов

Дисторшн (Distortion) получил широкое распространение среди музыкантов, играющих тяжелый рок. Образуется за счет сильного перегруза выходного сигнала. Звуковые волны резко обрезаются, звук получается более резким. Он характеризуется суровостью звучания, а сустейн увеличивается. Обычно дисторшн представляет собой напольную педаль, на которой есть ручки увеличения перегруза, настройки звуковых частот и громкости.

Самое легкое и объемное звучание дает гитарная педаль овердрайв (Overdrive). Ее применяют для исполнения сольных партий музыканты, играющие классический рок и блюз. Примочка плавно ограничивает амплитуду звучания, поэтому звук получается немного теплее, чем дисторшн, более похож на акустический.

Фузз (fuzz) — самое жесткое искажение. Оно обеспечивает резкое ревущее звучание, которое было свойственно музыке 60-х годов. При помощи эффекта дисторшн легко можно имитировать фуззовый тон: выкрутить до предела ручку перегруза, затем настроить тон.

Octaver

Данное устройство позволяет сдвигать спектр входного сигнала на октаву или две ниже или выше основного тона, при этом продолжает звучать и сам основной тон, что создает впечатление игры в октаву сразу двух инструментов. В аналоговых педалях эффект реализован посредством простого умножения или деления частоты, но так как спектр гитары имеет довольно сложную форму, то сдвиг частоты сигнала носит условный характер, и изменение звучания достигается, в основном, за счет добавления определенных обертонов. Несмотря на редкое практическое использование октавера, он выпускается с 60-х годов и до сегодняшнего дня, и некоторые известные гитаристы (John Scofield, Larry Carlton и др.) включают его в свою батарею эффектов.