Оглавление
- Разновидности борон
- Принцип роботы и устройство бороны для мотоблоков
- Зубовая борона – преимущества и области применения
- Борона для мотоблока своими руками
- Борона для мотоблока своими руками
- Виды борон для мотоблока и их устройство
- Боронование мотоблоком
- Самодельная зубовая борона для мотоблока
- Критерии выбора
- Утяжелители для мотоблоков
- Особенности изготовления конструкции своими руками
- Виды борон
- Самодельная зубовая борона для мотоблока
- Виды
- Традиционная борона
Разновидности борон
Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:
- зубовые;
- дисковые;
- роторные.
Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.
Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.
Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.
Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.
Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.
Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.
Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.
Принцип роботы и устройство бороны для мотоблоков
Первая борона, которую человек сделал своими руками, имела вид связанных между собой бревен ели. Делали их не очень длинными, чтобы оставалась возможность маневрировать в полях, но масса бороны, была слишком велика, что давало возможность разбивать глыбы земли после вспашки и сохранять в земле естественную влагу.
На сегодняшний день этот агрегат применяют как самостоятельно, так и с другими видами приспособлений по типу сеялок и культиваторов. Борона справляется не только с земляными глыбами, но и прикрывает почву оставляя внутри нее влагу. Технические характеристики бороны позволяют ей еще собирать сухие остатки растений и выдергивать корни сорняков.
Это устройство, которое прошло века и сумело модернизироваться на столько, что при его использовании, человеческих усилий требуется минимум. Бороны бывают нескольких видов:
- дисковые
- роторные
- зубовые
Технические характеристики бороны соответствуют общепринятым стандартам и имеют расчет исходя из массы, которая приходятся на один диск или зуб. Соответственно, исходя из этой классификации, бывают бороны тяжелые, средние и легкие. А использование их может быть специальным или общим.
Виды борон для мотоблоков и тракторов
Во-первых, рассмотрим роторную борону для мотоблока, она очень хорошо снимает именно верхний слой почвы. При помощи роторной бороны после сбора зерновых культур обрабатывают землю. Так же она является хорошим вариантом при выравнивании почвы. Благодаря ей отпадает потребность в скашивании травы. Рабочая глубина устанавливается исходя из того какие задачи поставлены. Колеблется она обычно от 5 до 7 сантиметров.
Для трактора абсолютно не имеет значения, какой будет борона, здесь важнее и ценнее учитывать размеры необходимые для обработки почвы. Если это поле размером в несколько сотен гектар, то, чем шире будет борона, тем лучше.
Борона больших размеров производится специально для мотоблоков, поэтому сделать ее своими руками не составит особого труда. Она крепиться к мотоблоку на сцепку.
Фермеры сделали вывод: для хорошей эффективной работы в поле, борона, а точнее ее лезвия должны иметь косую форму. Располагаться зубья должны под углом к плоскости земли, это позволяет резать легко, а тем самым, разравнивание почвы.
Дисковая борона
Второй вид бороны дисковый, применение пересохшей почве. Дисковая борона выполняет все те же функции что и роторная, только отличается конструкцией: в ней используются диски, каждый из них стоит на отдельной оси. Но, к сожалению, такой вид бороны ломается чаще.
Классическая зубовая борона используется в тех местах, где необходим ровный и рыхлый слой почвы. Зубья располагаются в раме равномерно, длина их колеблется от 25 мм до 45 мм. Величина зубьев зависит от веса бороны, чем больше вес, тем больше зубья. К недостаткам следует отнести, скорость эффективности работы мотоблока, мощность должна быть значительно высокой, и составлять не менее – 12-14 км/час.
Если Вы стоите перед выбором то для работы на небольших территориях, прекрасно подойдет роторная борона для мотоблока.
Зубовая борона – преимущества и области применения
В конструкцию зубовой бороны входят корытообразные и прямоугольные планки, в месте перекрещивания которых расположены зубья. Последние установлены таким образом, чтобы при работе каждый из них вел свою борозду. В зависимости от типа используемой бороны, дистанция между бороздками может составлять от 220 до 490 мм.
С целью предотвратить забивания бороны сорняками и почвой, соседние между собой зубья расположены на дистанции в 15 см. Глубина обработки почвы при работе с бороной зависит от усилия воздействия зубьев на грунт, а также от длины поводков, соединяющих их.
В зависимости от своей конструкции, зубья на бороне могут быть прямыми, изогнутыми со специальной пружинящей стойкой, а также лапчатыми. Все имеющиеся в конструкции бороны зубцы крепятся на шарнирной или жесткой раме. Бороны с шарнирным креплением более предпочтительны на участках, где расположено большое количество неровностей. Конструкции с жесткой рамой следует использовать на более-менее ровных поверхностях.
Зубовые бороны для мотоблоков используются для решения таких задач:
- разрезания и крошения дернины;
- измельчения и растаскивания кротовины по территории пастбищ и лугов;
- эффективного прочесывания травостоя.
Конструкция зубовых борон позволяет использовать их не только в качестве самостоятельного навесного оборудования, но и для работы вместе с культиваторами, сеялками и плугами.
Борона для мотоблока своими руками
После вспашки почва нуждается в качественном рыхлении, позволяющем добиться окончательного уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, снижения влагопотерь, происходит насыщение кислородом для лучшей культивации сельскохозяйственных растений. Этот процесс называется боронированием, а инструмент, с помощью которого он выполняется – бороной. Оно может быть и ручным, но при больших площадях и высокой твердости почвы рекомендуется применять бороны для мотоблока.
В зависимости от своего типа, они могут принадлежать как к классу навесного оборудования, так и устанавливаемого непосредственно вместо базовых деталей агрегата. Чтобы понять, как их грамотно приобрести или самостоятельно изготовить, а затем и использовать, следует ознакомиться с общепринятой классификацией.
Борона для мотоблока своими руками
Борона для мотоблока представляет собой навесное оборудование, которое применяется с целью измельчения верхнего слоя земли после вспашки либо одновременно с ней. Подобное устройство используется в процессе посева семян, а также для выравнивания земли после проведения грубой обработки.
Однако применяется данный агрегат нечасто. Это обусловлено тем, что основная часть мотоблоков принадлежит к культиваторному типу. За счет этого после проведения обработки земли не требуется её боронование. Но когда применяются более габаритные модели, использовать бороны необходимо, в частности, после проведения вспашки целинных участков либо же сидератов. Боронование мотоблоком ускоряет высыхание, а также подогрев верхнего слоя земли. Это позволяет улучшить поглощение из грунта полезных свойств посаженными растениями, что повышает усвояемость удобрений.
Виды борон для мотоблока и их устройство
Существует несколько видов борон отличающихся конструктивно
и имеющих ряд особенной.
— Роторная
— Дисковая
— Зубовая
Роторная борона
Что касается роторной бороны для мотоблока, её главным
достоинством является хорошее снятие верхнего слоя почвы (грунта). Выровнять с
ее помощью почву, тоже не проблема. Глубина обработки бороной варьируется от 4
до 8 сантиметров, глубину можно отрегулировать, исходя из специфики работ.
Важна и ширина бороны, здесь учитывается не только мощность
мотоблока, но и размеры обрабатываемого участка. Обычно, эта величина,
составляет от 800 до 1400 мм. Такие размеры обусловлены, иметь возможность
удобно работать, маневрируя на участке небольших размеров.
Ротационные бороны от честных производителей, сделаны из
качественного металлического сплава, позволяющего эксплуатировать оборудование
на протяжении десятилетий (при должном уходе и обслуживании).
На качественных боронах, лезвие имеет косую форму, а зубья
располагаются под углом к почве, имея оптимальный угол атаки, для лучшего
прорезания земли, ее разравнивания и удаления сорных корней.
Дисковая борона
Дисковая борона используется на сухой почве, функционально,
она выполняет ту же работу, что и роторная, но принципиально отличается в
конструкции. Здесь основными элементами обработки, служат диски, формой похожие
на звезды. Они, установленные на одной оси под определенным углом, обеспечивая
максимальное проникание в грунт.
Зубовая борона
Зубовая борона, представляет из себя раму, на которой на
равно удаленном расстоянии располагаются зубья. Стандартная длина зубьев,
составляет 25-50 мм. Пример такой бороны, можно увидеть на видео ниже.
Боронование мотоблоком
При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.
Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.
В сельскохозяйственных работах без использования функциональной бороны не обойтись. Невозможно провести посевную, не разрушив верхнюю корку земли и не перекопав грунт до рыхлой консистенции, уничтожив при этом весь бурьян. Именно поэтому наличие дисковой бороны в каждом фермерском хозяйстве – насущная необходимость.
Организовать собственное производство дисковых борон можно в домашних условиях при наличии гаража, сварочного аппарата и дополнительных инструментов. Аграрии – это клиенты с хорошей платежеспособностью. Если Вы сделаете свое предложение с меньшей ценой, но таким же качеством, то Вы легко сможете продать дорогой агрегат бороновальный дисковый. Ведь данный вид сельхоз-оборудования приносит аграриям большие доходы.
Самодельная зубовая борона для мотоблока
Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.
Конструкция
Чертеж бороны для мотоблока
Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.
Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.
Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.
Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.
При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.
Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.
Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.
Сборка
Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья
Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется. После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь
Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно
После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.
Критерии выбора
Прежде чем приступить к приобретению бороны для мотоблока, следует определиться с типом почв, на которых будет использоваться техника, а также с видом обработки. Так, для разработки мягких целинных земель лучше приобрести именно роторную модель. Несмотря на маленькую глубину проникновения в грунт, именно при помощи этого оборудования удаётся максимально приготовить почву для посадки культур. Кроме того, роторная борона будет идеальным вариантом при подготовке поля к зиме после уборки картофеля.
Диски хорошо справляются даже с довольно толстыми корнями и не оставляют им никакого шанса.
Если же потребуется глубоко бороновать грунт, одновременно защищая его от чрезмерного пересыхания, то лучше выбрать игольчатую модель. Такие изделия способны глубоко проникать в грунт и оставлять после себя довольно ровную поверхность.
Если участок культивируется каждый год и содержит мягкую и ухоженную почву, то смысла переплачивать за более функциональное оборудование нет, поэтому приобретения классической зубовой модели будет вполне достаточно.
Подробнее смотрите далее.
https://youtube.com/watch?v=6dRTdMaz-I4
Утяжелители для мотоблоков
Основной проблемой для мотоблока Нева МБ является буксование на мокрой земле и на подъеме. При небольшом весе (98 кг) агрегат не оказывает достаточного давления на грунт, чтобы создать с ним надежное сцепление. Легкое навесное оборудование не помогает устранить этот недостаток.
Для увеличения веса к мотокультиватору и мотоблоку присоединяются такие приспособления:
- Утяжелители для колес. Фабричные изделия представляют собой монолитные круги из железа или полые емкости, заполняемые песком. Самоделки не уступают заводским аналогам по качеству. Их изготавливают из дисков для штанги, отливают из бетона или собирают из частей металлического бочонка. Крепятся утяжелители к ступице полуоси. Их вес может составлять 20-50 кг на каждое колесо.
- Утяжелители для корпуса. Их делают в форме каркаса из стальных уголков, жестко закрепляемых на раме агрегата. Предварительно производятся чертежи и расчеты, чтобы рама точно встала на место. К раме крепятся куски железа или емкости с водой/песком.
- Стальные колеса с грунтозацепами. У этих изделий вместо шины стальная полоса, к которой приварены пластины из того же материала. Диаметр грунтозацепов варьируется в пределах 30-70 см, ширина — 10-20 см, вес — 15-50 кг.
Утяжелив мотоблок, можно рассчитывать на его ровное продвижение по участку даже при обработке целины. После этого нужно приобретать или изготавливать самостоятельно оборудование навесное на мотоблок Нева. Сфера сельскохозяйственной деятельности довольно широка, чтобы охватить ее всю, потребуется самое разнообразное навесное оборудование для мотоблока Нева МБ 2.
Особенности изготовления конструкции своими руками
Перед тем, как сделать борону, необходимо подготовить материалы и оборудование. Также потребуется сделать приблизительные чертежи. В них указываются размеры конструкции, исходя из параметров мотоблока.
Если техника не отличается высокой мощностью, то не следует делать слишком большое приспособление.
Алгоритм изготовления самодельной конструкции выглядит следующим образом:
- Вначале необходимо сделать раму – для этого сварите между собой металлические уголки;
- После этого изготавливается сцепное устройство. Для этого можно взять б/у шарниры от старого авто и соединить их с рамой;
- Далее по периметру и в середине рамы привариваются металлические зубцы.
В конце изделие можно покрасить, чтобы оно не подвергалось воздействию коррозии. Особенно необходимой станет покраска зубцов, так как именно они контактируют с влажной почвой.
Бороной называют орудие, что предназначено для поверхностной обработки земельных угодий. Данный механизм представляет собой железную конструкцию, к которой крепятся диски или зубы, что предназначены для обертывания землей рядов культурных растений.
Так же борона используется для весенней и осенней обработки почвы. Целью боронования является сохранение влаги в грунте и разбивание грудок после вспашки.
Виды борон
По применению различают оборудование
специального назначения:
- луговая из звеньев с зубчиками на кольцах для удаления сорных трав и мха на лугах;
- сетчатая из рамы, оплетенной проволокой – больше полезна в выравнивании почв при тяжелом грунте, чем в размельчении;
- садовая с механизмами отведения от стволов деревьев;
общего назначения:
- круговая (самая эффективная, т.к. зубья, идя по спирали, разбивают комья гораздо качественнее и мельче);
- зигзагообразная (все составляющие рамы согнуты зигзагом. Также неплоха на практике, но часто застревает);
- обычная (самый тривиальный вариант. Функциональна, но нередко требует прохода в несколько раз).
Расчетная масса нагрузки на один зубец (диск, мотыгу или др.) определяет принадлежность к легкому, среднему или тяжелому классу.
По строению рабочего органа выделяют:
- дисковый;
- зубовый;
- роторный.
На раме же он может закрепляться жестко, шарнирно или пружинно, а также, исходя из типа изделия, располагаться «шахматкой» либо параллельно.
Дисковая борона
К раме крепятся под углом (т.н. «угол атаки») диски (слегка выгнутые для большей эффективности) с гладким или выполненным в форме выемок краем. Угол выставляется в зависимости от сложности работы и состояния грунта. Иногда применяют рабочий инструмент с иглами – идеальный метод борьбы со стерней. Диски одной параллели составляют «батарею», а для их большего заглубления в почву используются особые пружинные механизмы либо же утяжелители.
Зубовая борона
Самая элементарная, но, не теряющая эффективности при грамотном использовании и правильном выборе формы зуба. Он может быть:
- ножевидным;
- квадратным;
- круглым;
- эллипсоидным.
Второй и четвертый тип распространен в тяжелой мототехнике, круглый можно применять на средних и легких культиваторах, а ножевидные – даже при ручном боронировании.
Роторная борона
Принадлежит к классу навесного оборудования для мотоблоков и тяжелой сельскохозяйственной техники. Предназначена для обработки целинных участков, снятия верхних слоев грунта с небольшим (до 0,07м) заглублением, обработки стерни, выравнивания поверхности. Бывает активной и пассивной. Вторая версия оснащает технику по типу прицепа, первая же – крепится вместо почвофрезы или прямо на валы после снятия колеса. Представляет собой радиусные рабочие органы, как правило, звездчатой формы, с заточкой заостренных краев, которые скрепляются между собой продольными полосами металла всегда под прямым углом. Угол же входа в почву регулирует степень загнутости кончиков.
Это интересно: Обзор лучших моделей китайских мотоблоков Аврора: изучаем досконально
Самодельная зубовая борона для мотоблока
Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.
Конструкция
Чертеж бороны для мотоблока
Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это , которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.
Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.
Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.
Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.
При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.
Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.
Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.
Сборка
Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья
Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется
После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.
В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.
На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.
Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.
Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.
Виды
Борона для мотоблока бывает нескольких типов: зубовая, игольчатая, дисковая и роторная (ротационная).
Зубовая модель
Является самым простым типом оборудования и представляет собой уменьшенную копию классической бороны, которой оборудуются тракторы. Конструктивно она выполнена в виде клиновидной либо прямоугольной рамы, с размещёнными на ней металлическими зубцами длиной от 25 до 40 мм. Расположение зубьев на раме бывает разным, однако, наиболее распространённым вариантом является зигзагообразное, при этом сами зубья могут иметь как круглое, так и прямоугольное сечение.
Зубовая борона способна взрыхлять грунт на 10-14 см, что способствует нормализации воздухообмена и регулирует водный баланс.
Преимуществом вида является простота конструкции, отсутствие сложных узлов и возможность сделать приспособление собственными руками.
Основные рабочие характеристики зубовой модели можно рассмотреть на примере распространённой двухследной бороны БН-1, которая разработана специально для мотоблока «Нева». При помощи этой модели производят рыхление, дробят крупные, образовавшиеся в результате пахоты комья земли и выполняют выравнивание верхнего слоя почвы.
Глубина обработки грунта варьируется от 3 до 10 см, а производительность составляет 0,2-0,5 Га/час. Ширина захвата регулируется при помощи специальной рукоятки и колеблется от 60 до 100 см. Размеры модели – 72х67х51 см, вес – 17 кг, а оптимальная скорость боронования – 4 км/час.
Игольчатая модель
По своей конструкции чем-то напоминает зубовую, однако, отличается от нее тем, что вместо приваренных к раме зубьев установлены сменные дугообразные перфорированные штыри. Такая борона позволяет обработать стерню и используется при выравнивании почвы, которое предохраняет её высыхание.
В качестве примера игольчатой модели можно рассмотреть борону к мотоблоку «Зубр». Ширина захвата этого устройства составляет 1 м, а глубина рыхления достигает 14 см.
Прибор крепится к мотоблоку посредством жёсткой сцепки, имеющей регулировочный механизм. Вес бороны составляет 30 кг.
Дисковая модель
Представлена в виде сферических дисков, которые имеют гладкое либо перфорированное исполнение. Использование бороны с перфорированными дисками даёт лучшие результаты обработки, однако, требует постоянной очистки рабочей поверхности во время боронования.
Диски крепятся к раме под разным углом наклона, который в каждом конкретном случае выставляется оператором мотоблока и зависит от типа почвы и её состояния. Принцип действия дисковых моделей достаточно прост и заключается в следующем: во время движения мотоблока диски бороны срезают верхний слой земли и измельчают его. При этом происходит выворачивание и разрезание корней сорняков.
Прикрепление дисковой бороны к мотоблоку может производиться спереди и сзади агрегата и зависит от модели мотоблока и вида навесного оборудования.
Модельный ряд дисковых устройств достаточно широк, поэтому взять в качестве эталона какую-то одну модель будет несправедливо. В линейке дисковых устройств присутствуют в основном довольно мощные приборы. Самые габаритные из них имеют ширину захвата до 140 см, способны углубляться в грунт на 20 см и весят до 70 кг.
Роторные или ротационные модели
Относятся к активному классу навесного оборудования. Их отличие от трёх предыдущих пассивных моделей заключается в том, что они не прицепляются к мотоблоку посредством сцепки, а устанавливаются на агрегат вместо колёс. Рабочая часть таких устройств представлена в виде расположенных на дисках заострённых пластин, которые установлены под определённым углом. Именно пластины являются рабочим механизмом и осуществляют обработку почв.
Глубина вхождения в грунт у роторных моделей довольно мала и составляет всего 7 см, чего вполне хватает для обработки земли сразу после уборки зерновых культур. Наибольшей эффективности удаётся добиться при установке роторных моделей на мотоблоки с коробками передач.
Помимо внесения семян, с помощью роторной бороны осуществляют вброс минеральных удобрений на нужную глубину.
В качестве примера можно рассмотреть ротационную борону российского производства к мотоблоку «Нева». Устройство способно эффективно разравнивать грунт после вспашки и вносить минеральные добавки на глубину от 5 до 7 см.
Ширина боронования такого устройства составляет 1,4 м при длине одной секции в 70 см и диаметре бороны в 35 см. Глубина рыхления несколько больше, чем у других моделей данного вида и достигает 10 см. Масса одной секции – 9 кг.
Традиционная борона
Классическая, или как ее еще называют, конная борона, применяется для создания ровной и рыхлой поверхности. Также данный вид навесного оборудования позволяет качественно укрыть в почве влагу и тем самым предотвратить ее высушивание. Борона производит дробление крупных комков земли до требуемой фракции, уничтожает сорняки и удаляет из грунта остатки растительности. Оборудование довольно легкое и поэтому используется для поверхностной обработки почвы, измельчения комьев земли и неглубокого рыхления перед проведением посевной.
Зубовая борона для мотоблоков заводского производства изготавливается из специальной конструкционной стали, выдерживающей значительные нагрузки. Также данное оборудование неплохо ровняет почву после проведенного фрезерования.
Этот тип оборудования для боронования представляет собой прямую или зигзагообразную раму, которую можно сделать своими руками из стальной полосы, квадратной трубы или уголка, стойки для сцепки с мотоблоком и зубьев. Закрепить зубья на раме можно при помощи сварки, или, нарезав на них резьбу, зафиксировать гайками. Рабочие органы на раме располагаются на равномерном расстоянии друг от друга, а их длина может составлять 25-45 мм. Относительно ширины оборудования, то, например, для мотоблока «Нева» вполне хватит 500-600 мм. На представленном видео показана зубовая борона в работе.
Также можно сделать своими руками мотоблочную зубовую борону и по чертежу представленному ниже. На то, чтобы сделать такое навесное оборудование, придется затратить полдня, но оно того стоит.
Схема зубовой бороны для мотоблока
Для того чтобы сделать такое оборудование для мотоблока нам понадобится следующее:
- к металлической трубе квадратного сечения приварить железные полосы, на которые, собственно, будут при помощи гаек крепиться зубья с нарезанной с одной стороны резьбой;
- дышло нашего навесного оборудования оканчивается приваренной втулкой, через которую при помощи металлического пальца будет происходить соединение с используемым мотоблоком;
- делаем стойку с регулировочным винтом для настройки высоты подъема устройства для боронования, чтобы обеспечить равномерное заглубление рабочих органов в почву.
Хоть покупное заводское оборудование, хоть самодельная борона, к мотоблоку «Нева», имеется особенность накопления на рабочих органах влажной почвы с остатками растительности, вследствие чего обработка земли может стать неэффективной. Для того, чтобы легко и беспрепятственно очистить зубья скребком или любым металлическим предметом воспользуемся подъемным рычагом агрегата.
На видео показана самая простейшая зубовая борона для мотоблока с указанием размеров.
Это интересно: Обзор лучших моделей китайских мотоблоков Аврора — распишем все нюансы