Как устроена шелкография: простое руководство по трафаретной печати для новичков

Текстиль с оригинальным оформлением для отеля, ресторана и тому подобных мест.

Практически все учреждения из категории – отели, рестораны, предоставляют одинаковые услуги, отличное сервисное обслуживание. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, владельцы таких заведений стараются выбрать максимально эксклюзивный дизайн для своих интерьеров

Особое внимание уделяют тому, как, в каком стиле, оттенках созданы текстильные принадлежности в виде:

  • штор;
  • покрывал;
  • скатертей;
  • салфеток;
  • декоративных подушек;
  • накидок на стулья и т.д.

Они могут повлиять на имидж, узнаваемость предприятия. Если не удается подобрать определенный вид изделий, которые смогут удовлетворить личные предпочтения, то их приобретают под заказ, предоставив свои рисунки, наработки, эскизы. Изготовление осуществляется посредством технологии – шелкография на ткани. Оборудование для предоставления услуг используется современное, высокоточное, что позволяет выпускать полотна, максимально точно соответствующие заданному проекту.

Почему именно шелкография?

Выбирая любой вид бизнеса для возможности получения хорошего дохода, необходимо осознавать, какие положительные стороны он имеет. В предпринимательской деятельности, связанной с нанесением печати методом шелкографии, имеются такие явные плюсы:

  1. Конечная продукция, получаемая после нанесения печати, на данный момент пользуется большим спросом среди покупателей.
  2. Шелкография на футболках обеспечивает хорошее качество нанесенного рисунка, а также его долговечность по сравнению с другими видами и способами печати.
  3. Технология шелкографии достаточно проста и позволяет осуществлять нанесение рисунка даже в домашних условиях, что, как следствие, убирает такую значительную статью расходов, как на оплату аренды помещения;
  4. Подобный метод печати позволяет наносить изображения на различные ткани, в связи с чем ассортимент выпускаемой цехом продукции может постоянно расширяться и изменяться, ориентируясь на потребительский спрос и модные тенденции.
  5. Возможность нанесения на футболку или другую ткань изображения, состоящего из нескольких цветов.
  6. Высокое качество печати. Одежда, рисунок или изображение на которой нанесен таким способом, отличается более высоким спросом у клиентов, поскольку даже после большого количества стирок принт остается все таким же красочным и ярким.
  7. В процессе развития бизнеса имеется возможно выпускать продукцию в том количестве, которое вы считаете нужным, для привлечения клиентов на первых порах. В дальнейшем, по опыту уже работающих цехов, целесообразнее применять изготовление шелкографии на заказ – такой способ практически полностью убирает перерасход сырья и простои готовой продукции.
  8. Обладая достаточными средствами, можно купить оборудование для шелкографии в любой специализированной фирме, каких сейчас достаточное количество. В то же время, в самом начале работы, имея не такое уж большое количество средств, вполне реально изготовить станок своими руками в домашних условиях.
  9. Стоимость шелкографии несколько выше, по сравнению с другими типами печати, но при этом высокое качество изделий обеспечивает постоянно растущий спрос на такие изделия.
  10. Невысокая цена расходных материалов, а также их доступность для покупки практически в любой точке Российской Федерации.
  11. Сравнительно небольшой уровень конкуренции – такой вид бизнеса только набирает обороты и при достаточном количестве усилий возможно достичь хорошего уровня дохода и составить конкуренцию уже работающим фирмам и организациям.
  12. Метод шелкографии позволяет наносить рисунок на разнообразное количество материалов. В связи с таким фактом в дальнейшем, при желании расширить свое производство, можно выпускать и другую продукцию, такую как:
  • Рекламная продукция коммерческого рода (визитки, конверты, фирменные бланки);
  • Наклейки, которые печатаются на самоклеющейся пленке или бумаге (с последующей возможностью их нанесения на любые твердые поверхности из различного материала);
  • На мелкие сувенирные товары (зажигалки, брелоки и т.д.);
  • Упаковку из картонного материала;
  • Пакеты из полиэтилена.

Такой фактор еще может и являться своеобразным преимуществом в том случае, если вы решите полностью отказаться от печати на футболках и одежде и перепрофилироваться на выпуск такой продукции.

МСФМН ФЕ вРН ДКЪ БШОНКМЕМХЪ ПЮАНРШ ЬЕКЙНРПЮТЮПЕРМНИ ВЕЛ Х Б ОЕВЮРЭЧ ЯНЯРНХР ЕЕ ЯСРЭ?

нРБЕР МЮ БНОПНЯ ЯЮЛНЛ Б ГЮКНФЕМ МЮГБЮМХХ. оПЕФДЕ БЯЕЦН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ХКХ ЬЕКЙНБЮЪ ЙЮОПНМНБЮЪ РЙЮМЭ Я ЛЕКЙНИ ЪВЕИЙНИ (оПХЛЕМЪЕРЯЪ). ЯЕРЙЮ ЯЕРЙЮ ДКЪ ОПНЖЕФХБЮМХЪ ЙПЮЯНЙ, ОПНДСЙРНБ ЯШОСВХУ, ВЮЫЕ БЯЕЦН ЛСЙХ. оНРПЕАСЕРЯЪ ОНДПЮЛМХЙ ДЕПЕБЪММШИ, МЮ ЙНРНПШИ МЮРЪЦХБЮЕРЯЪ ЯЕРЙЮ, ЛЮЯКЪМЮЪ РХОНЦПЮТЯЙЮЪ ХКХ ЙПЮЯЙЮ, МЕЛМНЦН ЦКХЖЕПХМЮ, ЯХЙЙЮРХБ Х йПНЛЕ. ПЮЙКЪ РНЦН, МСФЕМ ПХЯСМНЙ ХКХ ЙЮКЭЙЮ, РЕЙЯР, ОПХЦНДМЮЪ ДКЪ ПЮАНРШ РСЬЭЧ.

БЯЕ оНДЦНРНБХБ МЕНАУНДХЛНЕ, МЮРЪЦХБЮЕЛ ПЮБМНЛЕПМН МЮ ОНДПЮЛМХЙ ЙПЮЪ, ЯЕРЙС ЙНРНПНИ ДКЪ ЙПЕОНЯРХ ОНДБНПЮВХБЮЕЛ РПХ-ДБЮ ПЮГЮ Х ОПХАХБЮЕЛ ЛЕКЙХЛХ ЦБНГДХЙЮЛХ. МЮВХМЮЕЛ мЮРЪФЙС НР ЖЕМРПЮ (ПХЯ. 1, 2). оПХ ЩРНЛ МЕЛЮКН ОНРПЕАСЕРЯЪ РЕПОЕМХЪ Х НЯРНПНФМНЯРХ, БЕДЭ ЕЯКХ ОЕПЕРЪМЕЛ ЯКХЬЙНЛ, ЯЕРЙЮ ОНПБЕРЯЪ, Б ЯКСВЮЕ ЯКЮАНЦН АСДЕР МЮРЪФЕМХЪ ЯАХБЮРЭЯЪ ПХЯСМНЙ, ОНЪБЪРЯЪ ЛНПЫХМШ Х ЙПЮЯЙХ ОНДРЕЙХ.

рЕОЕПЭ ОНДЦНРНБХЛ ЯРНК, ЙНРНПШЛ ОНЯКСФХРЭ ЛНФЕР НАШВМЮЪ ВЕПРЕФМЮЪ ДНЯЙЮ. яМЮВЮКЮ ЕЕ НАРЪМСРЭ ЯКЕДСЕР АСЛЮЦНИ Б ДБЮ-РПХ ЯКНЪ. ЩРН дЕКЮЕРЯЪ РЮЙ. аЕПЕЛ КХЯР АСЛЮЦХ, ЙПЮТР «КСВЬЕ» ХКХ ДПСЦЮЪ ОКНРМЮЪ АСЛЮЦЮ, ДКЪ ОПХЛЕМЪЕЛЮЪ СОЮЙНБЙХ. оНЙПШБЮЕЛ КХЯРНЛ ДНЯЙС ВРНАШ, РЮЙ ЛНФМН АШКН ОНДБЕПМСРЭ ЙПЮЪ МЮ ЯРНПНМС НАПЮРМСЧ Х ГЮЙПЕОХРЭ ЙМНОЙЮЛХ.

гЮРЕЛ МЮМНЯХЛ ЙЮКЭЙС МЮ ПХЯСМНЙ. мЮВЮРЭ СДНАМЕЕ Я ОПНЯРНЦН ХГНАПЮФЕМХЪ, ЦЕНЛЕРПХВЕЯЙНЦН, Я МЮОПХЛЕП НПМЮЛЕМРЮ ХКХ Я МЮДОХЯХ: «мЕ ЯНПХРЭ!» ЩРНЦН дКЪ ЙЮКЭЙС ЙКЮДЕЛ МЮ РБЕПДСЧ, ЦКЮДЙСЧ ЯРЕЙКЮ ОКНЯЙНЯРЭ. гЮЙПЕОКЪЕЛ ЕЕ КХОЙНИ КЕМРНИ. юЙЙСПЮРМН НЯРПН ПЮГЛЕВЮЕЛ НРРНВЕММШЛ ЙЮПЮМДЮЬНЛ МЮДОХЯЭ, ЯРЮПЮЪЯЭ МЕ ЙЮКЭЙС ОНПБЮРЭ. дЮКЕЕ ЦНРНБХЛ РПЮТЮПЕР. бШПЕГЮЕЛ ГМЮЙХ ПЕГЖНЛ, НЯРЮБКЪЕЛ РНМЙХЕ ОЕПЕЛШВЙХ ЛЕФДС НАПЮГСЧЫХЛХ, ЩКЕЛЕМРЮЛХ АСЙБС.

рЕОЕПЭ БШАХПЮЕЛ НЯМНБС МЮДОХЯХ ДКЪ. дКЪ МЮВЮКЮ БНГЭЛЕЛ НАШЙМНБЕММСЧ АСЛЮЦС БЮРЛЮМЯЙСЧ. оНЯКЕ РНЦН, ЙЮЙ ЦНРНБ СЙКЮДШБЮЕЛ, РПЮТЮПЕР МЮ ЯРНК (ВЕПРЕФМСЧ ДНЯЙС) БЯЕ ЯКЕДСЧЫЕЛ Б МЕНАУНДХЛНЕ ОНПЪДЙЕ: 1. бЮРЛЮМ. 2. йЮКЭЙЮ Я РПЮТЮПЕРНЛ. 3. ЯЕРЙНИ Я оНДПЮЛМХЙ.

оНДПЮЛМХЙ МЮ РПЮТЮПЕР ЙКЮДЕЛ ЮЙЙСПЮРМН, ОНДНЦМСКХЯЭ МЕ ВРНАШ РНМЙХЕ ЙПЮЪ ЙЮКЭЙХ. сВРХРЕ ВРН, РЮЙФЕ ЙЮКЭЙЮ ДНКФМЮ ОН ТНПЛЮРС ЯНБОЮДЮРЭ Я ОНДПЮЛМХЙЮ ЦЮАЮПХРЮЛХ (ПХЯ. 3).

б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ОНРПЕАСЕРЯЪ ЕЫЕ ХМЯРПСЛЕМР НДХМ ДКЪ МЮЙЮРЙХ ЙПЮЯЙХ — ПЮЙКЪ. НМЮ сЯРПНЕМЮ РЮЙ. оНКНЯЙЮ РБЕПДНИ, МН ДНЯРЮРНВМН ПЕГХМШ СОПСЦНИ, ГЮЙПЕОКЕММЮЪ Б ДЕПЕБЪММНЛ АПСЯЙЕ. еЯКХ ЕЕ ЛНФМН, МЕР ХЯОНКЭГНБЮРЭ ОПНЯРН ЙСЯНВЕЙ ПЕГХМШ ОЪРХ НР РНКЫХМНИ ДН ДЕЯЪРХ ЛХККХЛЕРПНБ (ПХЯ. 4).

рПЮТЮПЕРМЮЪ мЮРЪФЙЮ. ОЕВЮРЭ ЯЕРЙХ, СЙКЮДЙЮ ЙЮКЭЙХ, ПЮЙКЪ.

ОНЯКЕДМЕЕ нЯРЮКНЯЭ — ОНДЦНРНБХРЭ ЙПЮЯЙС. б УСДНФЕЯРБЕММШУ ЯЮКНМЮУ РПЮТЮПЕРМЮЪ ОПНДЮЕРЯЪ ОЮЯРЮ ПЮГМШУ ЖБЕРНБ, МН ЛНФМН ЛЮЯКЪМСЧ Х ХЯОНКЭГНБЮРЭ УСДНФЕЯРБЕММСЧ ЙПЮЯЙС. бШДЮБКХБЮЕЛ ЕЕ МЮ ОЮКХРПС (ОКЮЯРХЙЮ ЙСЯНЙ), ДНАЮБКЪЕЛ МЕЯЙНКЭЙН ЙЮОЕКЭ ЯХЙЙЮРХБЮ Х яХЙЙЮРХБ. ЦКХЖЕПХМЮ ДКЪ РНЦН, ВРНАШ ЙПЮЯЙЮ БШЯШУЮКЮ АШЯРПЕЕ. цКХЖЕПХМ ББНДХРЯЪ ДКЪ БЪГЙНЯРХ Х ЙПЮЯЙХ ЛЪЦЙНЯРХ. йПЮЯЙЮ ОН ЦСЯРНРЕ ДНКФМЮ АШРЭ ЯЛЕРЮМС МЮ ОНУНФЕИ, МЕ НВЕМЭ ЦСЯРСЧ Х МЕ ЯКХЬЙНЛ ФХДЙСЧ. ОНФЮКСИ, бНР, БЯЕ ЦНРНБН.

оПХЯРСОХЛ Й МЮМЕЯЕМХЧ оНПЪДНЙ. НРОЕВЮРЙЮ ПЮАНРШ РЮЙНИ; ОПХФЮРЭ ПСЙНИ ОНКНФХРЭ Х ОНДПЮЛМХЙ МЕНАУНДХЛНЕ ЙНКХВЕЯРБН ЙПЮЯЙХ МЮ ЯЕРЙС БЕПУМХЛ ОЕПЕД ЙПЮЕЛ РПЮТЮПЕРЮ. бШЬЕ ЯРЮБХЛ МЕЛМНЦН Х, ПЮЙКЧ МЮЙКНМХБ, ПЮБМНЛЕПМН ОПХФХЛЮЪ ЕЧ ЯЕРЙС Й ОПНЦНМЪЕЛ, ЯРНКС ЙПЮЯЙС МЮД РПЮТЮПЕРНЛ. оНЯКЕ ОПНЦНМЮ ОЕПБНЦН ЛНФМН ЯДЕКЮРЭ БРНПНИ Б НАПЮРМСЧ ПХЯ (ЯРНПНМС. 5). нРКНФХРЕ ПЮЙКЧ Х ОНДМХЛХРЕ ОНДПЮЛМХЙ. ОПНЙЮРЙХ оНЯКЕ РПЮТЮПЕР ГЮ ЯВЕР БЪГЙНЯРХ ЙПЮЯЙХ ЯЕРЙЕ Й ОПХКХОМЕР. аСЛЮЦЮ Я НРОЕВЮРЙНЛ ЛНФЕР РЮЙФЕ ОПХЯРЮРЭ ЯКЕЦЙЮ Й ЯЕРЙЕ, ЕЕ МЮДН ЯМЪРЭ Х УНПНЬЕМЭЙН рПЮТЮПЕРМЮЪ.

ОПНЯСЬХРЭ ОЕВЮРЭ. мЮМЕЯЕМХЕ НРОЕВЮРЙЮ.

еЯКХ ЯДЕКЮРЭ МЕНАУНДХЛН ЛМНЦН РЮАКХВЕЙ ХКХ ПХЯСМЙНБ, СЯЙНПЕМХЪ ДКЪ Х СДНАЯРБЮ ЛНФМН ОПХЙПЕОХРЭ НДМС ОНДПЮЛМХЙЮ ЯРНПНМС Й ЯРНКС Я ОНЛНЫЭЧ ПНЪКЭМНИ ОЕРКХ.

оН НАЪГЮРЕКЭМН НЙНМВЮМХХ НВХЯРХРЕ ЯРЮМНЙ НР ЙПЮЯЙХ. б ОЕПБСЧ ЯМХЛЮЕЛ НВЕПЕДЭ ХЯОНКЭГНБЮММШИ РПЮТЮПЕР, НМ АНКЭЬЕ МЕ ОПХЦНДХРЯЪ. ЙПЮЯЙХ нЯРЮРЙХ САХПЮЕЛ РПЪОЙНИ. гЮРЕЛ, ЯЛЮВХБЮЪ ЕЕ ЙЕПНЯХМНЛ, АЕМГХМНЛ, КЧАШЛ ПЮЯРБНПХРЕКЕЛ УСДНФЕЯРБЕММШУ ЙПЮЯНЙ, ЯЕРЙС ОПНРХПЮЕЛ. дЕКЮЕРЯЪ ЩРН РЮЙ. мЕЯЙНКЭЙН ОНДЙКЮДШБЮЕЛ ЦЮГЕР ОНД ЯЕРЙС, ЙНРНПСЧ ОПНРХПЮЕЛ ПЮГАЮБХРЕКЕ Б РПЪОЙНИ. вРНАШ ОПНБЕПХРЭ ВХЯРНРС ЯЕРЙХ, ЯБЕР ЕЕ МЮ ОНЯЛНРПХРЕ, ЕЯКХ МЕР ГЮАХРШУ ЪВЕЕЙ, ЦНРНБЮ НМЮ Й ЯКЕДСЧЫЕИ ПЮАНРЕ ХКХ УПЮМЕМХЧ..

лШ ЯЮЛШИ ПЮГНАПЮКХ ДНЯРСОМШИ ЯОНЯНА ЬЕКЙНЦПЮТХХ ХКХ ОЕВЮРХ РПЮТЮПЕРМНИ. б УСДНФЕЯРБЕММНИ ОПЮЙРХЙЕ ЕЯРЭ МЕЛЮКН ЛЕРНДНБ ДПСЦХУ, АНКЕЕ ЯНБЕПЬЕММШУ ОН ЙЮВЕЯРБС ХГНАПЮФЕМХЪ, МН РПСДНЕЛЙХУ БЕЯЭЛЮ ОН ХЯОНКЭГНБЮМХЧ. нБКЮДЕМХЕ ДЮММШЛ ЯОНЯНАНЛ МЕЙНРНПНЦН РПЕАСЕР МЮБШЙЮ Б НТНПЛХРЕКЭЯЙНИ ПЮАНРЕ, Х НЯБНХРЭ ОЕПБНЦН Я ЕЦН ПЮГЮ МЕБНГЛНФМН. мЕ ЯРНХР РНПНОХРЭЯЪ Х ЕЯКХ, НЦНПВЮРЭЯЪ ВРН-РН МЕ ОНКСВЮЕРЯЪ, БЕДЭ ЯНБЕПЬЕМЯРБН ПЕГСКЭРЮРЕ Б ОПХУНДХР ЛМНЦНЙПЮРМШУ СОПЮФМЕМХИ, Б МЮЯРНИВХБНЛ ДНЯРХФЕМХХ йСКХЙНБ.

ю. ЖЕКХ, УСДНФМХЙ-НТНПЛХРЕКЭ

яКЕДСЧЫЮЪ ЯРПЮМХЖЮ: ДЕРЯЙНЦН нТНПЛКЕМХЕ ОНПРПЕРЮ

Шелкография и другие технологии

Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:

  • Шелкография и прямая печать. Первый способ имеет больше возможностей для печати спецэффектов, позволяет использовать фирменные пантоны, выгоден для тиражей от 50 штук. Второй способ требует минимальной подготовки для печати, поэтому выгоден для изготовления маленьких тиражей, позволяет делать тиражи с переменными данными, возможна печать по швам и молниям, отлично передает детали в полноцветных принтах.
  • Шелкография и флекс-пленки. Отличие термического переноса (термотрансфера) и шелкографии в том, что в первом случае используют специальную флекс-пленку, изображение на которой вырезается с помощью плоттера, а затем переносится на изделие под действием температуры. Такой принт позволяет недорого изготавливать вещи с персонализацией, но имеет свои ограничения по толщине линий и цветовому охвату).
  • Шелкография и сублимация. При сублимации краска проникает в изделие, не нарушая структуру ткани. В сублимации не используются белые чернила, поэтому такой способ подходит только для белых или очень светлых тканей из синтетики – именно в этом основная разница между таким способом и шелкографией. Альтернативный метод проще в подготовке макета и удобен даже для заказа из одного экземпляра, но при больших партиях трафаретная печать выйдет дешевле. Да и трафарет подходит для любых материалов.

Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.

Организация печати в домашних условиях

Как организовать печать шелкографией своими руками, в том случае, если вы желаете открыть на первых порах небольшое производство? Для такого бизнеса в домашних условиях достаточно будет небольшого помещения размером от 15 квадратных метров и несколько специальных приспособлений и вспомогательных средств.

Чтобы понять, как сделать шелкографию в домашних условиях, стоит подробно рассмотреть весь процесс подготовки необходимых материалов и самого процесса нанесения печати:

Выбор картинки, которая будет наноситься на футболку или другой вид одежды. При отсутствии опыта лучше использовать крупные детали с четкими краями.
Вырезание необходимого трафарета на листе светонепроницаемой бумаги, лучше черного или другого темного цвета (для уменьшения проницаемости можно использовать несколько слоев).
Приобретение готовой рамки для шелкографии с натянутой на нее полиэстеровой сеткой (с типоразмером 110). Как альтернативный вариант, сетку можно купить отдельно, а рамку для нее изготовить из подручных материалов (дерева, бывших рам, частей мебели и т.д.). Сетка для шелкографии должна натягиваться достаточно туго, чтобы она не провисала, но и не расползалась. Лучшим способом ее закрепления будут обычные строительные скобы.
Удаление лишних краев ткани.
Проклеивание краев рамки лентой (можно использовать обычную изоляционную ленту или приобрести специальную клейкую пленку в художественном магазине).
Покрытие трафаретной формы специальной жидкой фотоэмульсией – особым составом, который реагирует на свет. В связи с этим такую операцию необходимо производить исключительно в затемненном помещении и оставить ее так же, полностью без доступа света до полного высыхания раствора. В домашних условиях лучшим вариантом для осуществления этой процедуры будет ванная комната, сарай без окон или темный шкаф. Само нанесение фотоэмульсии производится при помощи резинового скребка, который можно впоследствии многократно использовать для выполнения таких действий.
Прохождение процесса сушки нанесенной эмульсии. В среднем, достаточно трех-четырех часов, чтобы исключить вредное воздействие на нее света. Важным моментом является горизонтальное расположение рамки.
Подготовка источника света – лучшим вариантом будет использование лампочки мощностью в 150 ватт и купольным отражателем (как в специальных устройствах для проявления фотографий).
Подготовка черной подставки (желательно матовой структуры) под трафаретную сетку;
Помещение рамки с высохшим раствором на матовую поверхность.
Расположение будущего изображения, вырезанного из бумаги, на сетке
Обратите внимание, что располагается она в обратном направлении к тому, как она будет изображаться на футболке.
Придавливание изображения к сетке при помощи стекла.
Включение источника света на расстоянии 45 сантиметров от рамки

Приблизительное время выдержки составляет около 35 минут (очень важно не увеличивать и не уменьшать время более, чем на две минуты, поскольку это может привести к созданию испорченного трафарета).
По истечении необходимого времени выключение света и снятие стекла.
Промывание рамки под сильным напором теплой воды – после такой процедуры станет отчетливо видно изображение вырезанной ранее формы.
Следующей операцией метод шелкографии предполагает уже непосредственное нанесение печати на изделие, в нашем случае футболку
Для этого ее кладут под изготовленный трафарет, причем сама сетка ракели должна плотно прикасаться к футболке.
Краска для шелкографии помещается на трафарет при помощи резинового скребка – чем сильнее надавливать на него, тем отчетливее будет изображение на одежде.
Футболка с нанесенным рисунком высушивается и может уже поступать в продажу.
Рамка с трафаретом промываются теплой водой и могут дальше использоваться для нанесения аналогичной формы оттиска.

Сразу стоит отметить, что домашняя шелкография хоть и может осуществляться самостоятельно, но она редко приносит доход в больших размерах. В связи с этим, если вы обладаете определенным запасом денежных средств, постарайтесь купить станок для шелкографии — специальное устройство, которое позволит изготавливать качественные изделия за малый промежуток времени.

Виды красок

В зависимости от способа использования вещества делят на:

  1. Маскирующие. Обеспечивают эффект двойственности оттенка: цвет меняется при изменении угла обзора. Основа — растворитель. При его испарении происходит фиксация вещества на материале.
  2. Оптихромные. Изображение проявляется только при преломлении света. Сами чернила прозрачные.
  3. Термохромные. Краска чувствительна к нагреву. При повышении температуры она становится прозрачной, при снижении — приобретает первоначальный цвет.
  4. Фотохромные. Цвет проявляется в дневное время под воздействием естественного освещения.
  5. Флуоресцентные. Светятся под УФ-лучами. Такие составы используют при изготовлении защитных элементов денег, пластиковых карт.
  6. Фосфоресцентные. Изображение напитывается светом и светится в темноте. Процесс обратного излучения длится от 10 минут до 20 часов. Продолжительность свечения зависит от содержания фосфора в трафаретной краске.
  7. Иридисцентные. Отражают инфракрасные лучи. Их используют при работе с банковским оборудованием, производстве прозрачных кредитных карт.
  8. Интерференционные. Изображение имеет характерный металлический блеск, меняющийся в зависимости от угла наклона изделия. Краски такого типа используют при изготовлении банковских карт, банкнот.

Флуоресцентные изображения светятся при УФ-освещении

Классификация в зависимости от способа затвердения красок:

  • УФ-отверждающие — группа классических и водных УФ-красок для шелкографии. В их составе — фотоинициаторы, чувствительные к свету. Они запускают процесс полимеризации, который может занимать всего несколько секунд. С помощью таких красок получают растровую графику высокого качества.
  • Твердеющие при нагреве — к ним относятся пластизольные составы.
  • Твердеющие при воздушной сушке — водные, сольвентные чернила.
  • Твердеющие при обжиге — вещества, обретающие свои характеристики под воздействием высоких температур.

В зависимости от типа связующего вещества различают такие виды красок:

  1. Сольвентные. При испарении растворителя, содержащегося в сольвентных составах, образуется смола. Она обеспечивает адгезию краски к материалу. Вещества этого типа используют при нанесении изображений на ПВХ-пленку, акриловое стекло, бумагу, дерево и другие материалы. Некоторые серии сольвентных чернил подходят для прямой печати на синтетических тканях.
  2. На основе водного растворителя. Водные составы подходят для печати на тканях (натуральных и синтетике), бумаге. Не выделяют вредных веществ. Для ускорения испарения воды и высыхания на рабочей поверхности используют катализаторы. Из недостатков — чувствительность к влаге, склонность к истиранию.
  3. Фритты. Краски на основе стеклянного наполнителя. Они используются при работе с керамикой, деколью, стеклом.
  4. Пластизоли. Отличаются высокой кроющей способностью (перекрывают цвет рабочего материала). Изображение имеет хорошую стойкость, получается полноцветным. Составы практически не пахнут, позволяют получать объемные узоры и различные эффекты при использовании добавок. Они активно используются при прямой и трансферной печати тканях, эластичные, благодаря чему изделия с рисунками/надписями можно стирать при температуре до 60 °С без вреда для покрытия.

С сольвентными красками стоит работать только в условиях типографий

Как происходит трафаретная печать с помощью красок марки Eurotext, смотрите на этом видео:

https://youtube.com/watch?v=vZO_-BHg3Vw

Шелкография технология. Трафаретная печатная форма

Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.

Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.

С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.

На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.

Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.

На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер

После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.

Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.

В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.

На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.

Далее сушим на стеллажах или в специализированных сушилках.

На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм

При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.

Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.

На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света

После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.

На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.

Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).

На фото: так выглядит трафарет при увеличении

Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.

Оборудование и материалы для допечатной подготовки

Первый шаг – подготовка изображения на компьютере. Для его создания и редактуры используются специализированные графические пакеты, общепринятым является CorelDRAW.

Для обеспечения наиболее профессионального результата можно использовать различные специализированные тренинговые курсы по созданию изображений непосредственно для трафаретной печати, например, Corel Draw for Screen Printers DVD.

Разработка и создание изображения зачастую является трудоемким длительным  процессом. В условиях нехватки времени или необходимости новых дизайнерских идей хорошим ресурсом выступят различные библиотеки уже готовых шаблонов и проектов для шелкографии.

Готовое изображение наносится на пленку в масштабе 1:1 по отношению к итоговому результату. Пленка с изображением – фотоформа —  используется для создания трафарета. Для печати фотоформ необходимы специальные принтеры, например Epson Stylus Pro 7890. Для создания фотоформ, лучше обратиться в фирму специализирующеюся на фотовыводе.

Для изготовления трафаретной формы понадобятся экспозиционная камера, трафаретная сетка, оборудование для натяжения трафаретной сетки, трафаретная рамка,  химия и вспомогательные материалы, например, обезжириватели сетки.

Качество печати и ее разрешающая способность зависят от ячеистости сетки, используемой в трафарете – чем мельче сетка, тем выше разрешение.

Трафаретная сетка натягивается и закрепляется на рамке, которая может быть изготовлена из дерева, стали или алюминия. Наиболее популярными являются алюминиевые рамки за счет их легкости и способности выдерживать большую силу натяжения. 

Качество печати зависит от равномерности и силы натяжения сетки. Для натяжения сетки на рамку используются специальные натяжные устройства – пневматическое оборудование или механические натяжные столы. Использование натяжных устройств необходимо для качественного, равномерного и стабильного натяжения сетки.

Для более точного контроля за уровнем натяжения сетки на раме используется тензометр.

Также необходим клей для рам – он осуществляет прочное закрепление сетки на раме. Химия, которая понадобится дл изготовления трафаретной рамки:

  • трафаретная ретушь;
  • фотоэмульсия – выбирается в зависимости от типа будущего носителя изображения (фотоэмульсия для стекла, керамики, текстиля и т.д.);
  • химия для регенерации трафарета (жидкости для смыва трафаретов);
  • обезжириватели сетки (потребность в обезжиривателе определяется типом сетки – на рынке представлены некоторые виды сеток, не нуждающиеся в обезжиривании).

Для нанесения фотоэмульсии используются такие приспособления, как ракель-кюветы (бывают как для ручного, так и для автоматического нанесения) и автоматические машины для нанесения эмульсии.

Особое значение толщине и равномерности нанесенного эмульсионного слоя придается в процессе изготовления трафаретов для высоколинеатурной продукции. Автоматические системы для нанесения фотоэмульсии позволяют достигнуть наилучшего результата.

Экспозиционная камера переносит изображение с подготовленной фотоформы на трафаретную печатную форму за счет светочувствительного слоя эмульсии, который наносится на трафарет и затвердевает под воздействием ультрафиолетового излучения.

После завершения экспонирования полученный трафарет промывается и та часть эмульсии, которая осталась незасвеченной, вымывается, оставляя  требуемое изображение. В том случае, если в изображении используется несколько цветов, под каждый цвет готовят отдельный трафарет.

Для обезжиривания, очистки и промыва трафаретной формы используется специальная ванна.

При наличии копировальной рамы, УФ-лампы и УФ-сушки, ванна для обработки форм становится универсальной – в ней также можно проявлять фоточувствительный слой. Этот комплект из 4 устройств способен заменить экспозиционную камеру.

С помощью копировальной рамы  осуществляется вертикальная засветка трафаретной формы.

Экспонирующий фонарь (УФ-лампа) необходим  для непосредственно засветки трафарета.  Мощность ламп может быть различной, диапазон их работы – 300-400 нм. В данном диапазоне достигаются оптимальные условия экспонирования.

Для обеспечения максимального качества промыва трафаретных форм можно использовать мойки высокого давления. Большинство представленных на рынке моделей моек создают оптимальное давление воды, что позволяет избежать повреждения или разрыва сетки.