Оглавление
Другие типы терменвокса
Терменвокс CLASSIC
Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.
Терменвокс Etherwave
Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.
Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.
Терменвокс системы Ковальского
В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.
Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.
Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского — Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.
Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.
Принцип
Звук создается из электрического сигнала, генерируемого гетеродином генератора на электронные лампы . Два высокочастотных сигнала (один фиксированный на 170 кГц , другой переменный от 168 до 170 кГц ) объединяются, чтобы сформировать биение и обеспечить звуковой сигнал от 20 до 20 000 Гц .
Эффект емкости, создаваемый телом игрока рядом с антеннами, влияет на генерируемую частоту, так же как человек, перемещающийся по комнате, может влиять на качество приема радио или телевидения. Эта характеристика находит хорошее применение в терменвоксе, а комбинация двух рук, одна из которых регулирует громкость, а другая — высоту ноты, создает необычные звуковые эффекты.
Терменвокс с одним осциллятором — это монодический инструмент . Его тембр, который нельзя изменить, напоминает человеческий голос или музыкальную пилу .
Классический терменвокс
В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.
Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.
Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).
Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).
История создания
Изобретатель терменвокса – Лев Сергеевич Термен – музыкант, ученый, родоначальник электроники, оригинальная личность, окруженная множеством слухов. Его подозревали в шпионаже, уверяли, что созданный музыкальный инструмент настолько странный и мистический, что сам автор боялся на нем играть.
Лев Термен принадлежал дворянскому роду, появился на свет в Петербурге в 1896 г. Учился в консерватории, стал виолончелистом, продолжил образование на физико-математическом факультете. В период Первой мировой войны Лев Сергеевич трудился инженером-связистом. В послевоенный период занялся наукой, изучением электрических свойств газов. Тогда и началась история музыкального инструмента, получившего название от фамилии создателя и термина «vox» – голос.
Изобретение увидело свет в 1919 г. В 1921-ом ученый представил инструмент широкой публике, вызвав всеобщий восторг и изумление. Льва Сергеевича пригласили к Ленину, тот немедленно приказал отправить ученого с музыкальным изобретением в гастрольный тур по стране. Ленин, в тот период поглощенный электрификацией, в терменвоксе увидел инструмент популяризации политической идеи.
В конце 1920-х Термен отправился в Западную Европу, затем в США, при этом остался советским гражданином. Ходили слухи, что под видом ученого и музыканта его отправили шпионить, выведывать научные разработки.
Лев Термен со своим изобретением
Необычный музыкальный инструмент за границей вызвал восторг не меньше, чем на родине. Парижане раскупили билеты в театр за несколько месяцев до выступления ученого-музыканта. В 1930-е в США Термен основал компанию «Teletouch» для производства терменвоксов.
Сначала бизнес ладился, но вскоре покупательский интерес иссяк. Оказалось, что для успешной игры на терменвоксе нужен идеальный музыкальный слух, даже профессиональные музыканты не всегда справлялись с инструментом. Чтобы не обанкротиться, фирма занялась производством сигнализаций.
Основные сведения
Терменвокс (англ. theremin или thereminvox) — электронный музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.
Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.
Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.
Терменвокс предназначен для исполнения любых музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С.Рахманинова.
Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.
В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.
Терменвокс в популярной культуре
Хотя сам Лев Термен видел терменвокс классическим инструментом и всячески поддерживал воплощение этой идеи на родине, в Америке с 1940-х годов его ждала альтернативная история. В 1945 году звукорежиссер Миклос Рожа использовал терменвокс для записи саундтрека к триллеру Альфреда Хичкока «Завороженный». Зловещая композиция получила «Оскар» за лучший саундтрек, чем приумножила популярность советского инструмента среди создателей кинолент в жанре хоррора и научной фантастики. В 1960-ые терменвокс то и дело можно было услышать в фильмах про вампиров или пришельцев. Сегодня терменвокс звучит в диснеевском сериале «Локи» с Томом Хиддлстоном. Жуткий эффект, легко воспроизводимый терменвоксом, очень нравился и рок-музыкантам. Его активно использовали Led Zeppelin и Pink Floyd.
«Терменвокс принято считать точкой отсчета для истории мировой электронной музыки, он стал первым в мире концертным электромузыкальным инструментом и первым электромузыкальным инструментом, появившимся в массовой продаже. Лев Термен был избран почетным членом всемирной Ассоциации электроакустической музыки в 1980-е, это была своеобразная дань ему от мирового электроакустического сообщества. В 1989 году в Москве прошла встреча Термена с британским музыкантом-электронщиком Брайаном Ино. Как говорил Ино, для него встреча с Львом Сергеевичем была историческим событием. Он взял с собой небольшой аналоговый синтезатор, который, как ему казалось, должен был произвести большое впечатление на Льва Термена. По мнению Ино, в истории произошла своего рода музыкальная эволюция: от терменвокса к клавишному синтезатору. Лев Сергеевич подошел к этому инструменту, нажал несколько клавиш, вежливо сказал «очень хорошо» и больше не подходил. Брайан Ино вспоминает, что в этот момент он понял, это не та вещь, которая может произвести впечатление на изобретателя терменвокса. Сейчас мы видим, что несмотря на большую историю электронной музыки и технический прогресс, терменвокс остается уникальным инструментом, с которого, с одной стороны, началась электронная музыка, но, с другой стороны, к которому электронная музыка до сих пор только стремится. Терменвокс — это живое и непосредственное управление звуком, тончайшими его нюансами. Сегодня есть целый ряд современных контроллеров звука, которые стремятся к чему-то подобному, но пока что это только шаги в сторону терменвокса», — считает Пётр Термен.
Разновидности терменвокса
Создано несколько различных по конструкции видов терменвокса. Устройства производят сериями и поштучно.
Классический
Первый разработанный терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.
Известно несколько раритетных классических моделей, созданных на заре распространения инструмента:
- экземпляр американского музыканта Клары Рокмор;
- исполнительницы Люси Розен, названной «апостолом терменвокса»;
- Натальи Львовны Термен – дочери создателя музыкального устройства;
- 2 музейных экземпляра, хранящихся в московском Политехническом и Центральном музее музыкальной культуры.
Системы Ковальского
Педальный вариант терменвокса удалось изобрести музыканту Константину Иоилевичу Ковальскому. Играя на инструменте, исполнитель контролирует высоту звучания правой ладонью. Левой рукой посредством блока с кнопками манипулирования осуществляется контроль над основными характеристиками извлекаемого звука. А для изменения громкости звучания предназначены педали. Музыкант работает в сидячем положении.
Педальный вариант Ковальского не распространен. Но им пользуются ученики Ковальского – Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие московские курсы игры на терменвоксе. Ученица Дуниной-Раневской – Ольга Миланич – единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.
Изобретатель Лев Дмитриевич Королев долго экспериментировал над конструкцией терменвокса. В итоге был создан тершумфон – вариант инструмента, устроенный так, чтобы производить узкополосные шумы, отличающиеся яркой звуковой высотностью.
Матремин
Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такэути в 1999-ом. Японцам нравится матрешка, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутрь русской игрушки. Громкость устройства настраивается автоматически, частота звучания контролируется изменением положения ладони. Ученики талантливого японца организуют большие концерты из более 200 участников.
Виртуальный
Современное изобретение – терменвокс-программа для компьютеров с сенсорным монитором и смартфонов. На мониторе изображается система координат, одна ось показывает частоту звучания, вторая – громкость.
Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, превращает выбранные точки в высоту и громкость, получается желаемый звук. При перемещении пальца по монитору в горизонтальном направлении изменяется высота звучания, в вертикальном – громкость.
Новый интерес
В новом столетии началось возрождение изобретения. Масами Такеучи представил матремин, обеспечивающий исполнение мелодий на нескольких инструментах одновременно.
Со временем «матрешки» стали «учебными пособиями» перед переходом к классическим терменвоксам. Они обманчиво легки, но преподавателя для обучения игры найти очень сложно.
Да и разработка собственной техники задача непростая. Но возрождение интереса к нему растет. Нидерланды предложили включить первый электронный инструмент в программу консерватории. В России правнуком изобретателя создана «Школа терменвокса», проводится ежегодный фестиваль «Терменлогия».
«На воздухе» играют и при помощи лазерной арфы, и костюмов с датчиками, однако, как и ранее, идеальной остается конструкция столетней давности. Правда, всем желающим овладеть ее придется осваивать практически утраченное за годы искусство игры.
История
Терменвокс был продуктом спонсируемых советским правительством исследований датчиков приближения . Прибор был изобретен молодым российским физиком по имени Лев Сергеевич Термен (известный на Западе как Леон Термен ) в октябре 1920 года после начала Гражданской войны в России . После продолжительного турне по Европе, во время которого он продемонстрировал свое изобретение многим, Термен переехал в Соединенные Штаты, где он запатентовал свое изобретение в 1928 году. Впоследствии Термен предоставил RCA права на коммерческое производство .
Хотя RCA Thereminvox (выпущенный сразу после краха фондового рынка 1929 года ) не имел коммерческого успеха, он очаровал публику в Америке и за рубежом. Клара Рокмор , известная терменвокс, гастролировала с широким признанием, исполняя классический репертуар в концертных залах США, часто разделяя счет с Полом Робсоном .
В 1930-е годы Люси Бигелоу Розен также увлеклась терменвоксом и вместе со своим мужем Уолтером Бигелоу Розен оказала финансовую и художественную поддержку развитию и популяризации инструмента.
В 1938 году Термен уехал из Соединенных Штатов, хотя обстоятельства, связанные с его отъездом, оспариваются. Во многих сообщениях утверждается, что агенты НКВД (предшествовавшие КГБ ) забрали его из своей квартиры в Нью-Йорке , отвезли обратно в Советский Союз и заставили работать в лагере для заключенных- шарашка в Магадане, Сибирь. Он снова появился 30 лет спустя. В 2000 биографии изобретателя, Термен: Эфир музыки и Шпионаж , Альберт Глинский предположил , что он бежал , чтобы избежать дробления личные долги, а затем был схвачен в политических сталинских чисток. В любом случае Термен не возвращался в Соединенные Штаты до 1991 года.
Компоненты современного терменвокса Moog в форме набора.
После всплеска интереса в Америке после окончания Второй мировой войны терменвокс вскоре вышел из употребления среди серьезных музыкантов, главным образом потому, что были представлены новые электронные инструменты, на которых было легче играть. Тем не менее, нишевый интерес к терменвоксам сохранился, в основном среди энтузиастов электроники и любителей сборки наборов. Один из этих энтузиастов электроники, Роберт Муг , начал создавать терменвокс в 1950-х годах, когда он был учеником средней школы. Впоследствии Moog опубликовал ряд статей о создании терменвоксов и продал наборы терменвоксов, которые должны были быть собраны заказчиком. Moog приписывают то , что он узнал из опыта, что приводит непосредственно к его новаторским синтезатор , на Moog . (Примерно в 1955 году коллега Муга, пионер электронной музыки Рэймонд Скотт , купил одну из подузлов терменвокса Муга для включения в новое изобретение, Clavivox , который задумывался как простой в использовании клавишный терменвокс.)
С момента выхода фильма « Терменвокс: электронная одиссея» в 1993 году интерес к этому инструменту возродился, и современные музыканты все шире его используют. Несмотря на то, что многие звуки терменвокса можно приблизительно воспроизвести на многих современных синтезаторах, некоторые музыканты продолжают ценить выразительность, новизну и уникальность использования настоящего терменвокса. Сам фильм получил положительные отзывы.
Доступны как инструменты, так и наборы для терменвокса. Открытый терменвокс, проект открытого оборудования и программного обеспечения , был разработан швейцарским микротехником Урцем Гауденцем с использованием оригинальной архитектуры гетеродинного генератора для хорошего игрового процесса в сочетании с Arduino . Используя несколько дополнительных компонентов, к открытому терменвоксу можно добавить интерфейс MIDI , позволяющий игроку использовать свой терменвокс для управления звуками различных инструментов.
Некоторые недорогие терменвоксы могут иметь только регулировку высоты тона, и их может быть труднее играть точно из-за относительно нелинейной зависимости между расстоянием руки и результирующей высотой звука, а также относительно короткого расстояния между рукой и антенной для воспроизведения доступный диапазон высоты тона.
Терменвокс и музыка
Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.
В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.
Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.
Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.
Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).
Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.
В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.
На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.
Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
Какие бывают?
На сегодняшний день создано множество видов данного инструмента, которые различаются конструктивно, выпускаются серийно и эксклюзивно. Но так же продолжают делать и классические терменвоксы, стараясь не отходить от конструкций созданных Львом Терменом. Современные терменвоксы берут за основу транзисторные осцилляторы. Но кое-что осталось неизменным: генератор звуков так же чувствителен к колебаниям в пространстве между антеннами, которые создают магнитное поле. Несмотря на то, что до сих пор терменвокс включается в розетку, кажется что он производит что-то потустороннее, магическое, пришедшее к нам из другого мира. Термен создал несколько моделей инструмента, но классическая получила широкое распространение во всем мире. Изобретение открывала огромные перспективы своему создателю. Л.С.Термен благодаря фантастическому изобретению, стал очень популярным человеком, давал концерты во многих странах, студию Термена посещали многие известные люди. Внук Льва Сергеевича, Петр, в настоящие время активно занимается популяризацией инструмента. Так же Петр проводит обучения игры на терменвоксе и выступает с концертами по всему миру.
История
Леон Терменвокс.
Терменвокс, один из первых изобретенных инструментов, Музей Глинки , Москва
Изобретение Леона Терменовича следует за русской революцией 1917 года . Получив возможность убедительно продемонстрировать Ленину , его орудие сразу же было продвинуто новой властью. Ленин брал уроки терменвокса и заказал 600 экземпляров для распространения по всему СССР . Вдобавок Термен был отправлен в мировое турне, как посол новых советских технологий.
Успех был встречен в Европе , а затем в США , где инженер поселилась и получила американский патент , тем28 февраля 1928 г.. Он передал права на производство инструмента фирме RCA . Это не имело большого коммерческого успеха, но Термен продолжил свои исследования и изобрел новые инструменты:
- rhythmicon , первый ритм — машина ;
- terpsitone , звуковой генератор управляется перемещением танцоров , которые , чья антенна была скрыта под танцполем использовали тот же принцип, что и терменвокс , но;
- клавиатуры терменвокс ;
- терменвокс виолончель .
В году Терменвокс внезапно вернулся в Советский Союз . В то время причины его возвращения были неясны; одни утверждали, что он просто тосковал по дому , другие считали, что его похитили советские агенты. Берил Кэмпбелл, одна из танцовщиц терменвокса, сказала, что его жена Лавиния «позвонила, чтобы сказать, что его похитили из ее студии», и что «приехали какие-то русские», и она чувствовала, что его собираются привезти за пределы страны [ исх. желаемый] .
Спустя несколько лет стало известно, что Термен вернулся на родину из-за налоговых и финансовых проблем в США. Однако, как сообщается, Термен сказал Булату Галееву (физику, художнику и музыковеду), что он решил уйти, потому что он беспокоился о надвигающейся войне. Вскоре после возвращения в Ленинград он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве , а затем депортирован на восемь лет на золотые прииски Колымы под предлогом того, что спланировал с группой астрономов убийство Сергея Кирова во время запланированного им убийства. посещение Полковской обсерватории .
Хотя слухи о его казни были широко распространены, Термен оставался в трудовом лагере только в течение года, а затем зимой 1940 года был переведен в Омск в чарашке (лаборатория, контролируемая тайной полицией в системе лагерей ГУЛАГ ). вместе с Андреем Туполевым , Сергеем Королевым и другими учеными и инженерами. Его заставили работать над другими предметами исследования в области электроники, такими как шпионские устройства или глушители связи: Леон Термен изобрел систему прослушивания Буран (предшественник лазерного шпионского микрофона), используя на расстоянии маломощный инфракрасный луч для обнаружения звуковые колебания в оконном стекле. Берия , глава секретной полицейской организации НКВД (предшественник КГБ ), будет использовать устройство « Буран», чтобы шпионить за европейскими и американскими посольствами ( The Thing ) в Москве. В году Леон Термен получит Сталинскую премию за свое изобретение и эту передовую технологию советского шпионажа и будет реабилитирован в 1956 году .
С 1961 года Роберт Муг создал транзисторную версию терменвокса, многие из которых были проданы и продолжают находить покупателей. Бренд Moog продолжает совершенствовать и производить терменвоксы, в частности, с выпуском Claravox Centennial в конце 2020 — начале 2021 года, представленного французским терменвоксом Грегуаром Бланом .
История терменвокса
Все почему-то уверены, что первый синтезатор звука сделал американец Милтон Бэббит. Как бы не так! Самый первый синтезатор звука, а заодно и вообще самый первый электроинструмент был сделан у нас, в России, когда Милтон Бэббит пешком под стол ходил.
В далеком революционном, а потому голодном, 1919 году российский физик-изобретатель и музыкант Лев Сергеевич Термен изобрел совершенно уникальный революционный электронный инструмент, который считается «отцом» всех современных синтезаторов. На нем пробовал играть еще сам дедушка Ленин! Этот инструмент впоследствии назвали в честь изобретателя — терменвоксом (лат. Thereminvox), т.е. «голосом Термена».
Российский «голос Термена» уникален во всем.
Сразу бросается в глаза его внешний вид: у него нет ни струн, ни клавиш, ни труб, ни мехов. Ничего такого, на чем бы можно было играть. Это всего лишь небольшая коробка, из которой торчат две какие-то странные антенны. И вначале даже совершенно непонятно, как играть на этой «рогозе». Вначале даже закрадываются смутные сомнения: а музыкальный ли это инструмент? Но потом, когда он начинает звучать, сомнения, конечно, отпадают. И, как выясняется, антенны тут вообще главные — левая антенна отвечает за громкость звука, а правая — за высоту звука.
Чтобы играть на терменвоксе, не нужно бацать по клавишам, не нужно куда-то дуть, не нужно смычком водить туда-сюда. От него, как и от России, надо держаться на некотором расстоянии. Музыка начинает звучать, если приближать и отдалять руки от антенн. У него нет грифа, нет ладов и не видно — где «фа», а где «соль». Поэтому для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, ибо все на глазок.
При этом, это самый обычный электронный прибор, работающий на вполне физических принципах.
Аппарат состоит из двух высокочастотных генераторов электромагнитных колебаний. Один генератор производит неизменные частоты, а другой — переменные. Разность этих частот и дает звук. Когда музыкант делает пасы перед антеннами, то он меняет тем самым емкость колебательного контура и частоту звука.
Кстати, именно на этом принципе работают и некоторые другие изобретения Льва Термена: автоматически открываемые двери в магазинах и различные охранные сигнализации, которые реагируют на приближение к ним человека. Такими сигнализациями Термена раньше были оборудованы Кремль, Эрмитаж, некоторые зарубежные музеи, а также знаменитая американская тюрьма Алькатрас. И мы можем с гордостью говорить, что наш отечественный терменвокс — это единственный в мире музыкальный инструмент, который помогает ловить преступников!
Ныне существует множество зарубежных фирм, выпускающих этот легендарный российский электроинструмент. Однако среди музыкантов наиболее ценится терменвокс «Etherwave», изготовленный фирмой знаменитого Робетра Муга (Moog) (см. фото). Вообще наш революционный инструмент так понравился на Западе, что его продают даже в виде детского конструктора. За границей давно существуют специальные школы, обучающие игре на этом непростом русском агрегате.
«Голос Термена» использовали в своем творчестве знаменитые рок-музыканты: Pink Floyd, Led Zeppelin, Space, Beach Boys, Linkin Park, Sting, Depeche Mode и Jean Michel Jarre. На нем играли и наши группы — «Аквариум», «Пикник» и «Сплин». А «космические» звуки, издаваемые терменвоксом, можно услышать в различных наших и забугорных фантастических фильмах. Впрочем, для терменвокса писали музыку и такие серьезные композиторы, как Иосиф Шиллингер, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке и Дмитрий Кабалевский.
Вот, например, на видео француз Жан-Мишель Жар играет на российском терменвоксе во время концерта в Барселоне. Совершенно феерическое зрелище!
Схем терменвокса очень много и все они не очень сложные, но мы приводим самую простую из них, чтобы каждый наш читатель смог смастерить для себя или музыкальный инструмент, или автосигнализацию (см. схему). Кому что нужно.
Музыка формул
Документальный фильм Алексея Михалева.Телеканал “Россия-24”, 29 октября 2016 г.
Лев Термен – выдающийся русский ученый, изобретатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, создатель прообраза современного телевидения. В 2016 году ему исполнилось бы 120 лет.
Жизнь его была долгой и насыщенной на события: десятки патентов на изобретения, долгая жизнь в США, дружба с Альбертом Энштейном.