Оглавление
- Высококлассный усилитель на германиевом транзисторе
- Несколько слов о деталях:
- Функции
- ↑ Новая жизнь старой платы
- Хроника
- Прибор для отбора транзисторов по минимальным шумам
- Прошлое против будущего
- Зарождение нового мира
- ↑ P.S.
- ↑ Version 1.0 или «Радиогубители — народному хозяйству»
- ↑ Общая сборка усилителя
- ↑ Version 1.2 или «Хотелось как лучше …»
- Радиомикрофон с низковольтовым питанием
- Аудио
- ↑ Version 1.1 или «Дай вам Боже, что нам негоже»
- «Миноискатель»
- ↑ Немного измерений
Высококлассный усилитель на германиевом транзисторе
Забегая вперед, скажу, что этим экспериментальным усилителем на паре германиевых транзисторах я до сего времени пользуюсь и слушаю его практически каждый день, а времени прошло с момента его изготовления немного-немало, примерно где-то лет пятнадцать. Возвращаясь к тому времени, теперь почти былинному, когда я начал собирать этот усилок, то честно скажу, сначала звук мне не понравился.
Схема усилителя
То-есть звучание было не совсем такое как я ожидал. Но это было и не удивительно, ведь я на тот момент был ограничен в возможности подбора пар выходных германиевых транзисторов ввиду их малого количества. А подбирать их попарно по коэффициенту усиления нужно обязательно. Кроме этого, усилитель на германиевом транзисторе требует, чтобы в звуковом тракте были установлены аудиофильские конденсаторы, а я в тот момент устанавливал то, что было под рукой.
Во-первых, указанный в схеме с сопротивлением обратной связи cizirdayip конденсатор 6,8 нФ не работал просто остановился. Когда ставил что-то улучшенное или даже совсем отмененное, я пошел вместо 470пФ. AC153 мы также попробовали оба с BC327 вместо BD140.
Затем я нарисовал принципиальную схему усилителя на германиевом транзисторе, показанная ниже, с таким расчетом, чтобы можно было по бокам печатной платы разместить два радиатора охлаждения с эффективной площадью рассеивания тепла. Кроме этого, в процессе тестирования, выяснилось, что не все так гладко, пришлось внести несколько изменений в схему. Дело в том, что цепочка обратной связи, состоящей из резистора 1кОм и шунтирующего конденсатора 6,8nF, просто не работала.
Процесс сборки
Поэтому я вместо конденсатора 6,8nF поставил 470pF. В качестве предвыходного транзистора, указанного на схеме как AC153 (аналог российского транзистора ГТ402И), был установлен BC327 вместо BD140. Здесь транзистор становится немного горячим, поэтому его нужно установить куда-нибудь, где охлаждение будет более эффективнее. Двухканальная схема сконфигурирована как полностью независимая друг от друга на одной плате, каждый канал питается от отдельного источника питания.
Печатная плата была изготовлена на фольгированном текстолите методом трафаретной печати. Из-за нехватки места на лицевой стороне платы, пришлось подпаивать некоторые элементы со стороны пайки — прямо на дорожки. Для усиления токопроводящих дорожек, я дополнительно облудил их припоем.
Один из самых важных аспектов при установке выходных транзисторов на радиатор, это обязательное изолирование транзистора от теплоотвода, так как это комплементарная пара, поэтому каждый транзистор в паре имеет разную проводимость.
В качестве изоляционного материала выбираем вот например из этого: теплопроводные керамические прокладки, на сегодняшний день они являются самыми эффективными, но если нет в наличии таковых, то можно использовать прокладки из многослойной слюды
Также следует обратить внимание во время установки германиевого транзистора на теплоотвод, крепящий винт, тоже должен быть изолирован от транзистора. Самый легкий способ это сделать, это одеть на него небольшой отрезок термоусадочной трубки
Предыдущая запись Схема регулируемого блока питания импульсного типа
Следующая запись Микрофонный предусилитель для звуковых преобразователей
Несколько слов о деталях:
При сборке усилителя, в качестве конденсаторов постоянной ёмкости (помимо электролитических), желательно применять слюдяные конденсаторы. Например типа КСО, такие, как ниже на рисунке.
Транзисторы МП40А можно заменить на транзисторы МП21, МП25, МП26. Транзисторы ГТ402Г – на ГТ402В; ГТ404Г – на ГТ404В;
Выходные транзисторы ГТ806 можно ставить любых буквенных индексов. Применять более низкочастотные транзисторы типа П210, П216, П217 в этой схеме не рекомендую, поскольку на частотах выше 10кГц они здесь работают плоховато (заметны искажения), видимо, из-за нехватки усиления тока на высокой частоте.
Площадь радиаторов на выходные транзисторы должна быть не менее 200 см2, на предоконечные транзисторы не менее 10 см2.
На транзисторы типа ГТ402 радиаторы удобно делать из медной (латунной) или алюминиевой пластины, толщиной 0,5 мм, размером 44х26.5 мм.
Пластина разрезается по линиям, потом этой заготовке придают форму трубки, используя для этой цели любую подходящую цилиндрическую оправку (например сверло).
После этого заготовку (1) плотно надевают на корпус транзистора (2) и прижимают пружинящим кольцом (3), предварительно отогнув боковые крепёжные ушки.
Кольцо изготовляется из стальной проволоки диаметром 0,5-1,0 мм. Вместо кольца можно использовать бандаж из медной проволоки.
Теперь осталось загнуть снизу боковые ушки для крепления радиатора за корпус транзистора и отогнуть на нужный угол надрезанные перья.
Подобный радиатор можно также изготовить и из медной трубки, диаметром 8мм. Отрезаем кусок 6…7см, разрезаем трубку вдоль по всей длине с одной стороны. Далее на половину длины разрезаем трубку на 4 части и отгибаем эти части в виде лепестков и плотно надеваем на транзистор.
Так как диаметр корпуса транзистора где-то 8,2 мм, то за счёт прорези по всей длине трубки, она плотно оденется на транзистор и будет удерживаться на его корпусе за счёт пружинящих свойств.
Резисторы в эмиттерах выходного каскада – либо проволочные мощностью 5 Вт, либо типа МЛТ-2 3 Ом по 3шт параллельно. Импортные пленочные использовать не советую – выгорают мгновенно и незаметно, что ведет к выходу из строя сразу нескольких транзисторов.
Функции
Усилитель звука на транзисторах построен на функциях усиления и коммутации. Если рассматривать в качестве примера радио, то сигналы, которые радио получает из атмосферы, чрезвычайно слабы. Радио усиливает эти сигналы через выход динамика. Это функция «усиления». Так, например, германиевый транзистор гт806 предназначен для использования в импульсных устройствах, преобразователях и стабилизаторах тока и напряжения.
Для аналогового радио простое усиление сигнала заставит динамики воспроизводить звук. Однако для цифровых устройств форму входного сигнала необходимо изменить. Для цифрового устройства, такого как компьютер или MP3-плеер, транзистор должен переключать состояние сигнала в 0 или 1. Это «функция переключения»
Можно найти более сложные компоненты, называющиеся транзисторами. Речь об интегральных микросхемах, изготовленных из жидкостной кремниевой инфильтрации.
↑ Новая жизнь старой платы
Как-то довелось мне поработать монтёром линий связи в родной глухомани. Однажды делали уборку в одном из складов, точнее сарае, где веками накапливался никому не нужный хлам. Обломки от коммутаторов, старых АТС, трансляционных приёмников и прочие «предметы невыясненного назначения». Среди этих обломков наткнулся на «живописные развалины» какого-то магнитофона с более-менее сохранившейся платой усилителя мощности:
Прихватил с собой на всякий случай, иначе всё равно бы выбросили. Блок, оказался вполне рабочим. Cрисовал по плате схему. Получилось что-то такое:
Правда в ходе установки рабочей точки, подстроечный резистор R1 (тот, что был на плате, при замере показал 20 Ом) рассыпался. И до недавних времён периодически заменялся то на перемычку, то на другие не менее жидкие подстроечники, то на постоянный резистор. Сейчас поставил подстроечник, выпаянный из обломков какого-то ксерокса. Пока держится.
Как выяснилось впоследствии — весьма популярная у советских производителей магнитофонов схема. Долгое время с незначительными изменениями применялась в различных бобинниках, и даже в первых кассетниках. Вот пример схемы, найденный в журнале «Радио». То же самое, только с эмиттерным повторителем на входе. И другие транзисторы на «конце». И подключалось всё это к ламповому универсальному усилителю.
Хроника
История создания транзисторов начинается в 1947 году с компании Bell Laboratories, располагающейся в Нью-Джерси. В процессе участвовали трое блестящих американских физиков: Джон Бардин (1908–1991), Уолтер Браттэйн (1902–1987) и Уильям Шокли (1910–1989).
Команда, возглавляемая Шокли, пыталась разработать новый тип усилителя для телефонной системы США, но то, что они на самом деле изобрели, оказалось гораздо интереснее.
Бардин и Браттэйн соорудили первый транзистор во вторник 16 декабря 1947 года. Он известен как транзистор с точечным контактом. Шокли много работал над проектом, поэтому неудивительно, что он был взволнован и рассержен тем, что его отклонили. В скором времени он в одиночку сформировал теорию переходного транзистора. Это устройство по многим параметрам превосходит транзистор с точечным контактом.
Прибор для отбора транзисторов по минимальным шумам
Обычно то, насколько «шумным» является транзистор, оценивают по обратному току. Чем он меньше, тем меньше транзистор шумит. Обычно такой метод срабатывает, но не всегда. Намного проще и точнее определять уровень шума на слух. Предлагаемая схема позволяет «прослушать» транзистор и оценить уровень его шумов.
Схема прибора для отбора малошумящих транзисторов
Схема представляет собой двухкаскадный усилитель, собранный на малошумящих транзисторах МП27, нагруженный на высокоомные телефоны ТОН-2. Испытываемый транзистор Тх подключают к входу усилителя через клеммы Х1 и Х2, как показано на схеме. На прибор подают питание и прослушивают шум через головные телефоны. Чем он ниже, тем более малошумный транзистор.
Важно! В качестве источника питания необходимо использовать гальванические элементы или, в крайнем случае, хорошо стабилизированный источник питания. На этом краткий обзор простых конструкций на германиевых транзисторах, пожалуй, закончим
У кого-то приведенные схемы вызовут приступ ностальгии, у кого-то смех, а кому-то, возможно, они будут полезны
На этом краткий обзор простых конструкций на германиевых транзисторах, пожалуй, закончим. У кого-то приведенные схемы вызовут приступ ностальгии, у кого-то смех, а кому-то, возможно, они будут полезны.
Иван Миров
Главный редактор , masterkin.ru
- Об авторе
Об авторе
Уже лет 20 работаю своими руками. Пробовал и сантехнику, монтаж конструкций, есть свое маленькое производство. Друзья постоянно спрашиваю как сделать разные вещи. Вот и делюсь я с вами своими идеями в интернете.
Прошлое против будущего
В основе первых серийных транзисторов находился германий. P-тип и N-тип германия были соединены вместе, образуя переходный транзистор.
Американская компания Fairchild Semiconductor в 1960-х годах изобрела планарный процесс. Здесь для производства транзисторов с улучшенными воспроизводимыми характеристиками в промышленном масштабе использовался кремний и фотолитография. Это привело к идее интегральных схем.
Существенные различия между германиевыми и кремниевыми транзисторами заключаются в следующем:
- кремниевые транзисторы намного дешевле;
- кремниевый транзистор имеет пороговое напряжение 0,7 В, в то время как германий – 0,3 В;
- кремний выдерживает температуры около 200 ° C, германий – 85 ° C;
- ток утечки кремния измеряется в нА, для германия – в мА;
- PIV Si больше по сравнению с Ge;
- Ge может обнаружить небольшие изменения в сигналах, следовательно, они являются самыми «музыкальными» транзисторами из-за высокой чувствительности.
Зарождение нового мира
В то время как Бардин бросил Bell Labs, чтобы стать академиком (он продолжил изучение германиевых транзисторов и сверхпроводников в Иллинойском университете), Браттэйн поработал еще некоторое время, а после ушел в педагогику. Шокли основал свою собственную компанию по производству транзисторов и создал уникальное место — Силиконовую долину. Это процветающий район в Калифорнии вокруг Пало-Альто, где находятся крупные корпорации электроники. Двое из его сотрудников, Роберт Нойс и Гордон Мур, основали компанию Intel — крупнейшего в мире производителя микросхем.
Бардин, Браттэйн и Шокли ненадолго воссоединились в 1956 году: за свое открытие они получили высшую в мире научную награду — Нобелевскую премию по физике.
↑ P.S.
Недавно ездил по делам в «землю предков». На досуге вытащил из сарая чудом сохранившийся ламповый усилитель, упомянутый в начале статьи — УМЗЧ и БП из «помойных» обломков радиолы, вставленный в самопальный корпус «колхозного» вида.
Стряхнул пыль, почистил всё, что мог, подключил колонку 10МАС-1, которая только на год моложе меня. Воткнул гитару, маленько побрынькал на чистом звуке, потом через примочку пожужжал. И поймал себя на мысли, что вот если переделать разводку питания и экранировку, устранить «земляные петли», которые я в те времена просто не мог не наплести, перебрать темброблок, который регулирует что-то известное только конструкторам, но не ВЧ и НЧ, да ещё преамп встроить… Эх!
Но это будет уже другая история. Или не будет, лучше не загадывать.
Спасибо за внимание!
↑ Version 1.0 или «Радиогубители — народному хозяйству»
Так как ещё один усилитель в тот момент мне лично был не нужен, решил использовать его на переговорном пункте междугородней телефонной связи. Сделать громкую связь, чтобы операторы не рвали попусту связки, пытаясь через окошко перекричать шум в зале и крики пытающихся докричаться до того конца провода. А спокойно приглашали абонента в кабинку, пользуясь микрофоном. Кому довелось пользоваться такими переговорными пунктами, поймёт. Наскоро изготовил блок питания и микрофонный усилитель из нашедшихся дома запчастей. Запихал всё это в ненужный корпус от блока АВУ, найденный на том же складе. Корпус плоский, много места не занимает, да и на стену можно повесить
Подключил ко всему этому найденный в запасах микрофон «М-ТГУ», который лежал без дела из-за неважной частотной характеристики. Зато этот микрофон имеет встроенную кнопку, в не нажатом положении замыкающую вход на землю
Микрофон «М-ТГУ»
В зал повесили абонентский громкоговоритель (радиоточку) без согласующего трансформатора и регулятора громкости. В качестве разъёма для подключения громкоговорителя к усилку были использованы винтовые зажимы, знакомые многим по школьным лабораторным работам по физике. Разъёмы найдены на том же складе, что они там делали до сих пор не пойму.
Устройство хоть и слегка шумело и в меру фонило, с поставленной задачей справилось. А потом в одном из посёлков района в ходе ликвидации наследия коммунизма демонтировали трансляционную радиосеть. И на место моего изделия был установлен вывезенный оттуда трансляционный усилитель. Конечно, попахивает стрельбой из пушки по воробьям, но с начальством не поспоришь. С другой стороны у трансляционника есть запас по мощности, а мой двухваттный (по результатам более поздних замеров) усилок работал почти на пределе, даже в том небольшом зале.
↑ Общая сборка усилителя
Делаю предварительную примерку и начинаю слесарные работы по закреплению всех деталей в корпусе.
Силовой трансформатор тороидальный. Со страшным названием БЫ5.702.010-02, которое призвано было запутать вероятного противника. Трансформатор выдает на выходе 20 Вольт. Параметры этой обмотки по току мне найти не удалось, но накал лампы ГМ-70 (а это 3.5 А) он держит, не напрягаясь и не перегреваясь. Так что для питания двух каналов этого усилителя ему мощности хватит даже с запасом.
Выпрямительные диоды я использовал тоже германиевые Д305 (10 А, 50 V). Таким образом, получилось собрать усилитель, в котором нет ни одной кремниевой детали. Все по «феншую».
Конденсаторы фильтра — 2 шт. по 10000 мкФ. Хватило бы и по одному, но, как я писал вначале, жадность обуяла, к тому же место в корпусе было.
На выход поставил по три соединенных параллельно конденсатора 1000 мкФ 63 В. Конденсаторы качественные, от японской Матсушиты.
После того как все комплектующие надежно закреплены в корпусе, остается только их соединить между собой проводами, ничего не напутав. Монтаж я делал, используя медную моножилу сечением 0.5 кв мм в силиконовой термостойкой изоляции. Этот провод я брал из кабеля, которым проводят пожарную сигнализацию. Рекомендую к использованию. За счет того что провод жесткий, без особых усилий получается его ровно и аккуратно уложить в корпусе.
Вот и все. Осталось только поставить верхнюю крышку на место, подключить колонки и выбрать любимую мелодию для прослушивания.
↑ Version 1.2 или «Хотелось как лучше …»
Прошло время. Хоть и избитая, блин, фраза, но так оно и есть. Я перебрался жить туда, где на тот момент находился описываемый усилитель. Родственники-гитаристы отучились, отслужили, обзавелись семьями и как многие в этот период жизни «положили на музыку». Девайс снова достался мне и использовался по прямому назначению в свободное от работы время. То есть в перерывах между сезонами, вахтами и т. п.
И когда образовалось чуть больше свободного времени, решил подвергнуть усилитель очередной переработке. Ещё немного понизить шум предварительного усилителя, который прослушивался на максимальной громкости. Ну и фон питания побороть, который хоть и не слишком напрягал, но был.
Для начала переделал блок питания:
Прежний БП был самым простым и состоял из транса, диодного моста и конденсатора на 2000 мкф.
Потом внёс некоторые изменения в схему предусилителя. Заменил транзисторы на менее шумные и подогнал режимы. Боюсь, что в полном соответствии с пословицей про «заставь дурака богу молиться». Кроме тестера, ушей и гитары никаких измерительных приборов на тот момент под рукой не было. Ориентировался на слух по уменьшению уровня шума, отсутствию слышимых искажений и сохранению усиления блока в пределах допустимого.
Схема стала выглядеть так:
Схема микшера кривовата, но он делался, чтобы свести к минимуму ослабление сигнала, и обеспечить минимально возможное влияние регуляторов друг на друга. Обе цели в принципе оказались достигнутыми.
В то время усилитель использовался с китайской «типа трёхполосной» колонкой от погоревшей активной АС. Она засветилась на фото в одной из прежних статей. Несмотря на корпус из ДВП (оргалит или «картонка», не путать с ДСП) с давно отвалившимися и потерянными распорками и три разнокалиберных динамика, включённых с завода в параллель без каких либо фильтров, звук мне нравился. Но та колонка была не моя и впоследствии была возвращена владельцу.
Теперь звук издаёт ещё более негитарная колонка от старого проигрывателя, с одним динамиком 8ГДШ-2 (4 Ома).
Полностью согласен с отзывом о подобных АС в одной датагорской статье. Естественно, от такого акустического оформления чудес ждать не стоит. Так что если удастся раздобыть более подходящий динамик, или ещё одну или три 8ГДШ-2/4ГД-35 (что менее реально), буду подумывать об изготовлении новой колонки. Хоть последнее время групповые излучатели в гитарной акустике вроде не приветствуются. Как впрочем и в обычных АС «для музыки», хотя именно там вовсю используются. А пока для дома вполне и эта сойдёт.
Как-то ради интереса подключал к этому усилителю разные оказавшиеся под рукой колонки: 10МАС-1, 15АС-220, неопознанные, от музыкальных центров, так что в плане акустики простор для экспериментов всегда остаётся. Усилитель звучал вполне нормально. Свои честные два Ватта выдавал. Фон почти не прослушивался. Шум входного каскада хоть и был слышен на максимальной громкости, но на слух был сравним с уровнем шума многих магнитофонов второго-третьего класса. В общем, звук вполне меня устраивал, пока не освободилось время для очередного приступа экспериментаторства.
Радиомикрофон с низковольтовым питанием
Эта конструкция хотя и имеет небольшую дальность, вполне подойдет в качестве игрушки или проведения домашних мероприятий. Принимать сигнал с конструкции можно на любой УКВ приемник, работающий в диапазоне 87-108 МГц с частотной модуляцией. При этом дальность связи в прямой видимости может достигать 15-20 м. Взглянем на схему радиомикрофона.
Схема радиомикрофона с низковольтным питанием
Генератор несущей собран на транзисторе Т2 по схеме емкостной трехточки. Его рабочая частота – около 100 МГц. Транзистор Т2 является усилителем НЧ. Он усиливает сигнал, поступающий с электретного микрофона Mic. Акустический сигнал, принятый микрофоном, предварительно усиливается и подается на ВЧ генератор, осуществляя частотную модуляцию. Далее промодулированный ВЧ сигнал через катушку связи L2 поступает в антенну.
Глубина модуляции регулируется подбором номинала резистора R2, подбирая номинал С2 можно в некоторых пределах изменять рабочую частоту ВЧ генератора. Это необходимо на случай, если диапазон, на который настроен передатчик, уже занят какой-нибудь радиостанцией.
В конструкции можно использовать любой электретный микрофон со встроенным полевым транзистором. При его подключении необходимо соблюдать полярность. Все конденсаторы керамические. Катушки L1 и L2 бескаркасные. Обе наматываются на оправке диаметром 7 мм проводом (желательно посеребренным) диаметром 0.5 мм. L1 содержит 6, а L2 – 2 витка. При монтаже L2 размещается рядом с L1 на одной оси.
Антенна – спирально-штыревая. Изготавливают ее следующим образом. На отрезок трубки (стержень шариковой авторучки диаметром 3 и длиной 70 мм) наматывается отрезок провода ПЭВ 0.15. Длина отрезка – 165 мм. Шаг намотки – 0.3 мм. Далее катушка фиксируется клеем и остается на трубке. Один конец этой спиральной катушки, обозначенной на схеме как L3, подключается к L2, второй остается свободным.
В качестве штыря используется медный обмоточный провод или любой стальной штырь длиной 100 мм. Диаметр штыря или провода нужно подобрать таким, чтобы он (штырь) с некоторым натягом входил внутрь стержня.
Налаживание радиомикрофона сводится к подбору номиналов R2, C2, а также элементов С3 и R3, которые должны обеспечивать устойчивую работу устройства при изменении питающего напряжения от 1.5 до 0.9 В. После основной настройки настраивают антенну для максимального согласования с передатчиком. Настройка производится перемещением штыря внутри трубки до получения максимальной дальности. После этого штырь фиксируется в трубке любым удобным способом, к примеру, клеем.
Важно! Схема очень чувствительна к подбору элементов, помеченных звездочкой. Настройку можно считать удачной, если радиомикрофон устойчиво работает при изменении напряжения питания от 1.5 до 0.9 В, ток потребления составляет 1 мА, а дальность передачи достигает 10-15 м
В качестве источника питания можно использовать один гальванический элемент типоразмера ААА или даже батарейку для наручных часов с напряжением 1.5 В. Трехвольтовые «монетки» не подойдут, поскольку такое напряжение слишком велико и с ними передатчик не запустится.
Аудио
Для получения качественного звука на аналоговом аудиооборудовании нужно определиться. Что выбрать: современные интегральные схемы (ИС) или УНЧ на германиевых транзисторах?
В первые дни появления транзисторов ученые и инженеры спорили относительно материала, который будет лежать в основе работы устройств. Среди элементов периодической таблицы одни являются проводниками, другие – изоляторами. Но у некоторых элементов есть интересное свойство, позволяющее им называться полупроводниками. Кремний является полупроводником и используется почти во всех транзисторах и интегральных схемах, изготовленных сегодня.
Но до того, как кремний стал использоваться в качестве подходящего материала для изготовления транзистора, его заменял германий. Преимущество кремния по сравнению с германием объяснялось в основном более высоким коэффициентом усиления, который мог быть достигнут.
Хотя германиевые транзисторы разных производителей часто обладают отличными друг от друга характеристиками, считается, что некоторые типы дают теплый, насыщенный и динамичный звук. Звуки могут варьироваться от хрустящих и неровных до приглушенных и ровных с промежуточными между ними. Несомненно, подобный транзистор заслуживает дальнейшего изучения как усилительного устройства.
↑ Version 1.1 или «Дай вам Боже, что нам негоже»
А усилок снова вернулся ко мне. Начал думать, что же с ним делать. Не выбрасывать же? Тогда и решил использовать его в гитарных целях. Как раз молодое поколение родственников этим делом заразилось. И инструмент у них был, только подключали, как в старые добрые времена, к чему придётся. Вот и надумал немного переделать и отдать. Хоть какая-то польза. В принципе два честных советских Ватта (полтора на нагрузке 8 Ом), поданные на не менее честную, даже не обязательно советскую, акустику — мощность вполне достаточная, чтобы в обычной, не очень большой комнате, с достаточной громкостью подыгрывать акустической гитаре и не забивать «вокалиста», если таковой будет. А с учётом звукоизоляции наших квартир и соседей можно неслабо повеселить.
Обычный частотный диапазон усилителей большинства магнитофонов даже несколько шире, чем нужно для гитары. Но я на тот момент ещё не был ознакомлен с мнением «знатоков» насчёт его дополнительного искусственного сужения (откуда они в нашей, тогда ещё безинтернетной, глуши?) К тому же аппарат предназначался не для концертов с оркестрами и записей на студиях. И уж точно не для того чтобы меряться с фирмОй.
«Миноискатель»
Это, конечно, не миноискатель. Все, что умеет этот прибор – обнаруживать металлические предметы на расстоянии в несколько сантиметров. Тем не менее, он поможет провести увлекательные соревнования по поиску «мин» – кружочков из жести, спрятанных под ковром или под тонким слоем песка.
Схема металлодетектора на одном транзисторе
Устройство представляет собой генератор звуковой частоты, собранный на транзисторе Т1. Частотозадающей цепью генератора являются конденсатор С1 и катушка L1, которая одновременно является поисковой. Пока вблизи катушки нет металлических предметов, в телефонах В1 слышен звук одного тона. Если поднести к катушке металл, то индуктивность ее изменится, а значит, изменится и частота генератора, что несложно определить на слух.
Резистор R2 служит для регулировки чувствительности металлодетектора. В качестве поисковой катушки используется один капсюль головных телефонов ТОН-1 или ТОН-2 с сопротивлением обмотки 1000-1600 Ом. Перед использованием капсюль необходимо доработать – отвернуть крышку и поменять металлическую мембрану на картонный кружок того же диаметра. Он предохранит внутренности капсюля от пыли.
В качестве поисковой катушки используется один капсюль головных телефонов
В1 – такие же головные телефоны, но без доработки. На месте Т1 может работать МП40, МП41, МП42 с любой буквой. Источник питания – батарея «крона» или любая другая напряжением 9 В. Ток потребления прибором составляет 2-3 мА, так что источника питания хватит на долго. Конструкция металлодетектора произвольная. В качестве мин удобно использовать Ш-образные пластины, взяв их из любого разобранного трансформатора. Они достаточно тонкие и отлично спрячутся даже под тонким ковром.
↑ Немного измерений
После установки режимов по постоянному току подключил к усилителю генератор и осциллограф. Подал сигнал. На выходе ограничение сигнала (синий цвет) наступает при амплитуде примерно 12 Вольт на 4-омной нагрузке, а это соответствует мощности на выходе в 18 Вт . Ура!!! :yahoo: Амплитуда сигнала на входе (желтый цвет) при этом примерно 1,5 Вольта. То есть усилитель имеет чувствительность порядка 1 Вольта RMS.
Полоса частот
тоже порадовала. Практически без завала от 15 Гц до 60 кГц. Если убрать конденсаторы на 100 пФ из цепи обратной связи и на входе, наверное была бы ещё шире.
То, что надо! Это как раз соответствует уровню выходного сигнала звуковой платы компьютера, которая и будет использоваться в качестве основного источника сигнала.
Проверил, какой максимальный ток потребляет усилитель. При подаче на вход прямоугольного сигнала частотой 10 кГц амплитудой 1,5 В усилитель тянет от БП чуть меньше 2 А тока.
Теперь пришло время «краштеста». Устанавливаю в держатели предохранители на 1,5 А, выставляю на БП максимально возможное ограничение по току (у меня 5 А) и подаю на вход синус частотой 10 кГц. Вывожу мощность на максимум, когда начинается уже ограничение сигнала. После этого отверткой делаю КЗ в нагрузке. Предохранитель сгорает. Меняю предохранитель на новый, снова включаю усилитель – выходные транзисторы целые! После того как я сжёг три предохранителя (два на одной плате усилителя и один на другой), я решил, что тест на надежность пройден и теперь можно переходить к окончательной сборке усилителя в корпус.